Между системой образования и рынком труда нет взаимодействия

29 марта 2016

«В России официально зарегистрировано около миллиона безработных, но на самом деле их общая численность в 4 раза больше. Это означает, что у нас есть институциональные и организационные проблемы, для решения которых необходим эффективно работающий механизм», - сказал заместитель руководителя Аналитического центра Глеб Покатович на круглом столе «Пути эффективного взаимодействия рынка труда и системы высшего образования».

В ходе мероприятия эксперты обсудили механизмы консолидации профессионально-академического сообщества и работодателей и оценили эффективность взаимодействия системы высшего образования и рынка труда через государственные образовательные стандарты.

Заместитель руководителя Аналитического центра Василий Пушкин напомнил, что в прошлом году Аналитический центр вел работу по актуализации Стратегии инновационного развития. «Главная проблема инновационного развития страны – отсутствие взаимодействия, - сказал Пушкин. – Каждое министерство живет своей жизнью, и очень сложно связать их между собой. Тем не менее, информация, которая есть в министерствах, важна и для общества, и для системы образования».

С ним согласна эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева, которая также видит ключевую проблему в плохой взаимосвязи рынка труда и системы образования. «Глядя на динамику численности обучающихся высшего и среднего профессионального образования, мы видим, например, что доля обучающихся и расходы консолидированного бюджета в сфере высшего образования больше, чем в сфере среднего специального образования», - сказала эксперт. При этом ситуация в России не отличается от мировой: уже в ближайшей перспективе вырастет потребность в «профессиях будущего», работниках с высшим образованием, а доля рабочих мест с низкой квалификацией уменьшится.

Заместитель декана экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Ирина Телешова считает, что для выстраивания грамотного взаимодействия между системой высшего образования и рынком труда нужно начать с определения понятия «компетенции». При этом введение самого термина не решит существующие проблемы, и необходимо разработать целую систему. «Компетенции – это целевые установки, и задавать их должен не только рынок труда. Здесь нужно находить взаимодействие между рынком и обществом, учитывать оба сегмента», - сказала Телешова.

Российские специалисты готовы рассмотреть и учесть зарубежную практику перехода высшего образования на компетентностную модель и механизмы совершенствования нормативно-правовой и инструктивно-методической базы, чтобы использовать их для актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в соответствии с профессиональными стандартами.

Программа

Список участников

Читайте также:

29.09.2015 - Эксперты констатируют смещение акцента в разделении затрат в сфере высшего образования

16.07.2015 - Государственная поддержка рынка труда требует совершенствования

02.04.2015 - По прогнозам экспертов Аналитического центра, уровень безработицы в России в 2015 году не превысит 8,3%