Рынок такси переживает революционные изменения

22 марта 2016

Аналитический центр провёл анализ сегмента такси на рынке городского общественного транспорта. Согласно исследованию, представленному на экспертном обсуждении «Роль информационных сервисов в развитии таксомоторной отрасли и самозанятости населения в сфере такси», за пять лет объем рынка такси в России вырос на 85%, а количество автомобилей в индустрии увеличилось на 20%.

В последние годы сегмент такси в России переживал период бурного роста как в количественном измерении, так и в отношении качества и доступности оказания услуг населению. Потребители отмечают повышение качества услуг по таким позициям, как удобство и простота процесса заказа такси, срок ожидания подачи машины и доступность цены на услугу.

По мнению экспертов, подобный рост во многом стал возможен благодаря либеральному подходу к регулированию сегмента такси. Субъекты не ограничивали количество выдаваемых разрешений и не вводили мер по регулированию тарифов, что способствовало росту конкуренции, рыночному формированию цен и развитию малых форм предпринимательства. В частности, за последние 5 лет число юридических лиц, оказывающих услуги такси, выросло более чем в 2 раза.

«Среднегодовое количество такси в России сегодня составляет порядка 338 тыс. легально работающих таксомоторов, генерирующих 441 млрд рублей выручки и 26,4 млрд рублей потенциальных налоговых поступлений в год», – сообщила заместитель руководителя Аналитического центра Светлана Ганеева.

Несмотря на постепенную легализацию отрасли, проблема теневой стороны бизнеса до сих пор актуальна. Доля нелегальных таксистов на российском рынке составляет не менее 26%, а в некоторых регионах достигает 50-60% рынка. Исследование Аналитического центра показывает, что объем теневой выручки может составлять от 116 млрд рублей ежегодно, и это означает порядка 7 млрд рублей невыплаченных в бюджет налогов.

«В настоящее время неофициальное такси в первую очередь представлено «мерцающими» работниками, для которых работа в такси не является ключевой или же они занимаются ей дополнительно к основной занятости. Также необходимо учитывать и значительный процент «серого рынка»: таксистов с разрешениями, не выплачивающих налоги и скрывающих прибыль», – комментирует ведущий советник Управления государственных программ и бюджетирования Аналитического центра Николай Севастьянов.

Однако, по мнению ряда экспертов, такая деятельность не должна жестко регулироваться государством. Против государственного регулирования тарифов и квотирования, по крайней мере без системного исследования, выступает Федеральная антимонопольная служба. «Это ограничит конкуренцию», - отметил заместитель начальника Управления регулирования транспорта ФАС России Алексей Горлинский.

По мнению Светланы Ганеевой, тема такси комплексная – развитие этого вида транспорта связано с развитием городского пространства, информационных технологий и малого бизнеса. Так, в числе основных факторов качественных изменений рынка эксперты отметили появление агрегаторов такси. Переход на внешние онлайн-сервисы изменил механизм  распределения заказов, повысив его эффективность за счет доступа ко всем свободным автомобилям. Благодаря оптимизации внутренних затрат на колл-центры и диспетчеризацию, сокращению времени простоя и затрат на бензин себестоимость поездки снизилась.

«Появление большого количества мелких и средних компаний и частных таксистов ИП сформировало спрос на появление независимых диспетчерских служб, или агрегаторов, которые позволили еще активнее развиваться некрупным игрокам, Так, сегодня сегмент такси является отраслью, обеспечивающей рабочие места для начинающих предпринимателей и самозанятых граждан, - сказал Николай Севастьянов. - Для начала деятельности в такси не требуется оборотный капитал, машину для осуществления услуг можно арендовать посуточно, а привлечение клиентов стало стандартизованным сервисом, который может приобрести каждый водитель такси».

«Для того чтобы упростить вход в правовое поле для экономически активного населения, в частности, для водителей такси,  была разработана новая категория самозянятых граждан. Если человек хочет официально заниматься таксомоторной деятельностью – он регистрируется как самозанятый и получает свидетельство, в стоимость которого уже включены все платежи. Такая мера значительно снижает бюрократическую нагрузку на таксиста, который часто не вполне разбирается в тонкостях законодательства и налогообложения, в целом снижает налоговое бремя и дает стимул для  легализациии рынка. В ближайшее время законопроект о статусе самозанятого должен получить поддержку», – считает Виктор Ермаков,  омбудсмен по защите малого и среднего предпринимательства.

Сегмент такси выполняет и ряд общественно-полезных функций: от связывания удаленной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов) и возможности круглосуточных перевозок до социальной роли в перемещении маломобильных граждан или жителей малонаселенных территорий.  Однако эксперты отметили, что не все потенциальные пользователи такси могут использовать современные приложения, особенно это касается сельской местности.

«Развитие агрегаторов в такси следует за общемировым трендом дерегуляции и децентрализация городов. Однако даже рост популярности и доступности такси для населения должен учитывать интересы горожан, не имеющих достаточного количества средств, и не должен полностью подменять городской рейсовый транспорт»,  - поясняет Ксения Мокрушина, руководитель Центра городских исследований СКОЛКОВО.

Большинство экспертов склоняется к тому, что не такое уж далекое будущее таксомоторной отрасли – это преобразование ее в свободный рынок независимых водителей. По мнению Интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, агрегаторы способствуют децентрализации и диверсификации рынка и включают в отрасль большое количество независимых акторов. «По сути являясь той же рекламой такси в телефонном справочнике, которая была 20 лет назад, агрегаторы автоматизируют процесс и более эффективно аккумулируют информацию. Совсем не исключаю, что следующим шагом станет использование социальных сетей для передачи и распределения заказов. И поэтому, говоря о мерах регулирования и ответственности агрегаторов, мы должны думать наперед и понимать, что и эта форма не конечна и будет постоянно трансформироваться. На мой взгляд, любые информационные сервисы такси должны гарантировать надлежащее информирование пользователей, разумные минимальные меры проверки контрагентов и своевременно реагировать на уведомления пользователей о ситуациях, угрожающих жизни и здоровью», - считает Интернет-омбудсмен.

Исследование «Анализ сегмента такси на рынке городского пассажирского транспорта»

Программа

Список участников

Контекст:

РИА Новости - ФАС против регулирования тарифов на перевозки такси

Финмаркет - Объем российского рынка такси оценивается в 441 млрд руб., теневая выручка - в 116,4 млрд руб.

Ведомости - Набомбили на 116 млрд рублей

Российская газета - Шашечки и ехать

Гудок - В 2015 году количество таксистов в России возросло на 3%

РБК - Годовая выручка российских такси достигла 441 млрд руб.