Инициатива установления минимальной доли закупок крупных компаний у малого бизнеса требует дополнительной проработки

18 марта 2016

В Аналитическом центре состоялся круглый стол «Установление требований о минимальной доле закупок крупными частными компаниями у субъектов малого предпринимательства: риски и ожидаемые эффекты».

В конце 2015 года широкий резонанс получил законопроект, которым вносятся поправки в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие обязанность  юридических лиц, чья годовая выручка составляет свыше 7 млрд рублей, осуществлять не менее 10% закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства. «Главный вопрос – это оказание содействия развитию малого предпринимательства, в частности, в производственной сфере. Это особенно важно в условиях высокомонополизированной экономики», - сказал во вступительном слове первый заместитель руководителя Аналитического центра Владислав Онищенко.

С одной стороны, ожидается, что данная мера будет способствовать развитию отечественного малого бизнеса, а с другой стороны, эксперты указывают на ряд существенных рисков будущего правоприменения.

Согласно базе СПАРК, всего в России работает 2395 компаний с выручкой более 7 млрд рублей, наибольшая доля которых работает в сфере оптовой и розничной торговли. «Субъекты малого предпринимательства должны быть опорой любой экономики, и это правильно, однако такая форма поддержки малого бизнеса вызывает возражения», – сказал эксперт НП «Объединение корпоративных юристов» Никита Полозов. По мнению эксперта, эта инициатива не соответствует закрепленным в ст. 55 Конституции Российской Федерации базовым принципам рыночной экономики. Сомнительно и развитие малого предпринимательства в условиях обязательных закупок их продукции – крупные компании найдут пути решения этого вопроса, если такие закупки им не нужны. Есть риск появления многочисленных посредников. Эксперты обратили внимание на то, что мелкие компании менее прогнозируемые и стабильные, чем крупные, поэтому необходимо проработать вопрос гарантий исполнения обязательств по срокам и качеству.

Отдельным предметом разговора стало использование традиционных инструментов поддержки малого бизнеса, таких как доступ к льготному финансированию, гарантии по кредитам и т.д. Нет статистики, как работают уже принятые меры, и если они неэффективны, требуется детальная проработка причин.

Ведущий советник Управления по конкурентной политике Елена Паршина озвучила предложения Аналитического центра по минимизации рисков. Среди них - исключение из действия закона ряда сфер экономической деятельности, введение пилотного режима действия требований закона в отдельных отраслях и др.

По общему мнению экспертов, законопроект в нынешнем виде принимать нельзя, так как он не дает стимулов для развития ни малого предпринимательства, ни экономики в целом, требуется дальнейшая работа в данном направлении.

Эксперты считают, что в настоящее время важнее решить проблему доступа малого бизнеса к кредитам, отменить внеплановые проверки и стимулировать закупки российских технологий и оборудования. Это и будет реальной помощью малому бизнесу и одновременно российской экономике, способствующей развитию локального отечественного производства и новаций. Необходим также реестр производимой малыми предприятиями продукции, чтобы потенциальный заказчик мог с ним ознакомиться.

Программа

Список участников