Невозможно управлять рисками, если не обозначены цели

17 марта 2016

В Аналитическом центре состоялся экспертный семинар «Обмен лучшими практиками внедрения риск-ориентированного подхода и оценки эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности». Участие в семинаре приняли представители Минэкономразвития, ФНС, Роструда, Казначейства, Росимущества, ФАС, а также научно-экспертных учреждений и общественных организаций.

«Сегодня нам необходимо понять, могут ли у нас быть универсальные правила внедрения риск-ориентированного подхода для различных организаций контрольно-надзорной деятельности, нужны ли универсальные процедуры, необходима ли жесткая фиксация группы рисков или исходить из специфичности для каждого вида надзора», - сказал, открывая мероприятие, директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Алексей Херсонцев. С данными проблемами министерство столкнулось при реализации положений статьи 8.1 Федерального закона № 294-ФЗ, фиксирующей понятие риск-ориентированного подхода. «Мы склоняемся к тому, что в каждое отдельное положение должны быть внесены соответствующие изменения для тех видов надзоров, которые внедряют риск-ориентированные подходы», - пояснил Херсонцев.

«Постулаты риск-ориентированного подхода должны распространяться на весь комплекс контрольно-надзорной деятельности. Это необходимо для того, что бы тот представитель, к которому применяют любую форму контроля, понимал, почему его проверяют», - полагает заместитель начальника Контрольного управления Президента Российской Федерации Валентин Летуновский. Специалист привел в пример опыт использования риск-ориентированного подхода в ФНС России, где была создана мощная IT-платформа для исполнения налоговых функций, в связи с чем у службы появилась возможность внедрять подход не формально, а реально. 

Заместитель руководителя ФНС России Даниил Егоров подробно рассказал об основных результатах и уроках внедрения риск-ориентированного подхода в их организации. Эксперт уверен, что процесс управления рисками непрерывен, так как они постоянно меняются. «Мы говорим об инструменте, который необходим для достижения целей. Невозможно управлять рисками, если ты не понимаешь к каким целям ты идешь, – сказал Егоров. – Необходимо грамотно выстроить стратегический менеджмент и сбалансировать систему показателей». Рискам присущи глобальные черты: например, опасность и неопределенность, полагает эксперт, и главная задача управления рисками – выявлять и поглощать их.

На сегодняшний день мы уже сократили выездные проверки со 100 до 30 тысяч в год. Это 4 проверки на тысячу предприятий

Даниил Егоров, заместитель руководителя ФНС России

«Наша система рисков строилась на системе проверок. Мы поняли, что не можем выездными проверками обхватить всех, поэтому определили приоритетные направления, что и побудило нас в 2007 году сформировать модель управления рисками, - сообщил Егоров. – Одновременно мы прошли 2 этапа: идентифицировали риски и сделали их публичными». Очень важный элемент – предоставление налогоплательщикам информации: чем больше данных будет открыто, тем больше рисков исчезнет, полагает эксперт. «На сегодняшний день мы уже сократили выездные проверки со 100 до 30 тысяч в год. Это 4 проверки на тысячу предприятий», - резюмировал Егоров.

О своем опыте внедрения риск-ориентированных подходов рассказали представили Роспотребнадзора, Роструда, МЧС, ФМБА и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. У каждого вида надзора своя квалификация уровней риска, критерии и методики. В ходе мероприятия была представлена и практика управления рисками в корпоративном секторе. Эксперты рассказали об эволюции корпоративного риск-менеджмента в России. 

Также эксперты дали оценку эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности, обсудили вопросы построения системы мотивации руководителей и инспекторов, использования системы оценки для управления и финансирования деятельности территориальных органов.

Семинар проводился в соответствии с решениями Подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

Программа

Презентации  пароль ac.gov.ru

Аналитическая записка Обмен лучшими практиками применения риск-ориентированного подхода и оценки эффективности в контрольно-надзорной деятельности (по итогам мероприятия)