Государство вовлекает бизнес в сферу образования

17 марта 2016

В «Научном журнале» опубликована статья эксперта Аналитического центра Инны Каракчиевой «Международный опыт развития партнерства между государством и бизнес-сообществом в сфере образования».

В статье представлен обзор зарубежных практик по развитию партнерских отношений между государством и бизнес-сообществами в сфере образования. Приведенные данные позволяют определить тенденции и перспективы развития механизмов взаимодействия между государством и бизнесом в образовательной сфере, которые нашли отражение в государственных программах и стратегиях развития национальных систем образования стран Европы, Латинской Америки, Азии.

В современной практике общепризнанным мировым трендом (в том числе и в Российской Федерации) является развитие разнообразных механизмов и форм взаимодействия между государством и бизнесом в образовательной сфере. Важность задач по формированию механизмов привлечения бизнеса в систему образования в нашей стране определена президентом России на заседании Государственного совета Российской Федерации по развитию образования в декабре 2015 года.

Международный опыт свидетельствует о наличии трех наиболее успешно зарекомендовавших себя механизмов взаимодействия государства и бизнес-сообществ в сфере образования – это социальное партнерство, благотворительность и государственно-частное партнерство. Эксперт подробно рассматривает в статье особенности всех трех форм и практику их применения в разных странах.

Анализируя процесс формирования взаимодействия государства с бизнес-структурами в сфере образования, Каракчиева делает вывод о наличии позитивных сдвигов как в части привлечения инвестиций в систему образования, так и в отношении обновления содержания образовательных программ, решения вопросов оснащения образовательных организаций, повышения эффективности профориентационной работы.

Главной тенденцией в сфере образования является рост вовлечения частного бизнеса (капитала) в проекты государства вплоть до осуществления частными компаниями полного цикла строительства и эксплуатации новых объектов. Большинство услуг системы образования могут принести выгоду от соединения усилий частного и государственного секторов. Сотрудничество между государством и бизнесом может проходить в рамках различных организационных структур, с разнообразным диапазоном задач и функций.