Систему дополнительного образования педагогов нужно корректировать

1 марта 2016

В Аналитическом центре состоялся круглый стол «Система непрерывного профессионального образования педагогических работников: вызовы, барьеры и перспективы», в ходе которого эксперты говорили о профессиональном образовании педагогических работников и механизмах совершенствования форм и перспектив развития существующей системы.

«Можем ли мы поставить знак равенства между развитием общенациональной системы профессионального роста учителя и созданием непрерывного профессионального образования педагогических работников, говорим мы о формировании системы непрерывного образования или же о профессиональном росте», -  сказала, открывая мероприятие, эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева.

Руководитель Центра анализа научных исследований и инноваций ГБНУ «Московский институт развития образования» Ольга Фиофанова сослалась на мировой опыт развития дополнительного профессионального образования, который можно охарактеризовать тремя основными тенденциями. «Первое – это организация повышения квалификации и профессионального развития на базах организаций, то есть создание стажировочных площадок. Второе – право выбора педагогами необходимых им программ, и третье – оценка квалификаций и компетенций по требованиям профессионального стандарта и передача оценочных функций профессиональным сообществам», - рассказала Фиофанова.

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов считает, что перед системой образования стоят два вызова: новые ГОСТы и профстандарты. «Учителя не подготовлены к работе по новым ГОСТам, ведь это совершенно другая технология. И говоря, что переход уже завершен, мы понимаем, что в реальности это не так и нужно еще время», - сказал он. Что касается профстандартов, то найти учителя, который будет соответствовать всем необходимым требованиям, невозможно, уверен Болотов. Среднестатистический российский регион не способен в одиночку достичь соответствия заданным программам, полагает эксперт. По его мнению, нужно разработать специальные модули, и часть работы должна брать на себя Федерация развития образования. «Кроме того, у учителя должна быть возможность получить решение своих профессиональных проблем в той организации, которую он выберет самостоятельно», - считает Болотов.

При этом эксперты полагают, что менять систему без региональных пилотов опасно, так как ситуации с развитием, перемещением и подготовкой учителей совершенно разные.

Программа

Список участников