Судьба антимонопольного комплаенса решится до конца 2016 года

25 февраля 2016

Введение оборотных штрафов и уголовной ответственности за антиконкурентное поведение, а также рост числа антимонопольных разбирательств заставляют компании более внимательно относиться к соблюдению антимонопольного законодательства. Антимонопольный комплаенс — т.е. система внутрикорпоративного предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, направленная на снижение риска произвола исполнителя и наложения антимонопольных санкций – может стать одним из инструментов предупреждения и снижения антимонопольных рисков для компаний. Так ли это – широкая дискуссия по поводу правового статуса антимонопольного комплаенса в российском законодательстве между корпоративными юристами, практикующими адвокатами и представителями ФАС России идет уже не первый год.

Обсуждается целесообразность закрепления в российском законодательстве характеристики института антимонопольного комплаенса, необходимость изменений Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», потребность в разработке методрекомнедаций и, наконец, целесообразность правового закрепления возможности снижения санкций в случае наличия у компании эффективной системы антимонопольного комплаенса.

У ФАС России нет четкой позиции по этому поводу: ее ведомство обещает озвучить до конца 2016 года. Вместе с тем, выступая на конференции «Антимонопольное регулирование в России» в сентябре 2015 года, руководитель ведомства озвучил вопрос законодательного определения антимонопольного комплаенса и последствий его добросовестного применения (в «пятом антимонопольном пакете») как один из основных вопросов на повестке законопроектной деятельности ведомства на ближайшие несколько лет. Разработка и внедрение на законодательном уровне норм, стимулирующих внедрение системы комплаенса среди хозяйствующих субъектов, ассоциаций (союзов) участников товарных рынков также содержится в Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013–2024 годов, утвержденной той же ФАС России ранее в 2013 году.

В пользу закрепления данного института говорит и предположение о том, что внедрение комплаенса создает выгоды и для ФАС России, и для компаний, поскольку позволит не только уменьшить число фактических нарушений, но и снизит нагрузку на антимонопольные органы, сократив число разбирательств. Зарубежный опыт показывает, что антимонопольные ведомства могут разрабатывать разъяснения для компаний о том, что нужно учитывать в корпоративных программах по соблюдению антимонопольного законодательства, а также предоставлять ослабление наказания (например, снижение штрафов) за нарушение антимонопольного законодательства в случае наличия и соблюдения антимонопольного комплаенса.

Подробнее о том, почему антимонопольный комплаенс не изменит ситуацию, что мешает развитию нового института и какие варианты его развития приемлемы сегодня для России – на страницах аналитического доклада «Антимонопольный комплаенс: текущая практика и перспективы развития».

Читайте также:

24.02.2016 - Предупредить нельзя наказывать

25.11.2015 - Место антимонопольного комплаенса в российском законодательстве еще не определено