Пополнить бюджет можно с помощью нефтегазового сектора

20 февраля 2016

В Аналитическом центре состоялся круглый стол «Оптимизация налогообложения нефтегазового сектора в условиях бюджетного дефицита в краткосрочном периоде», в ходе которого эксперты обсудили возможности и пределы изменения ставок основных налогов и экспортных пошлин в нефтегазовом секторе в 2016–2018 годах, в том числе в рамках корректировки «налогового маневра». Специалисты также рассмотрели сценарии изменения поступлений в федеральный бюджет, финансового положения и производственных показателей предприятий нефтегазового сектора при различных вариантах налогообложения.

«Нефтяная отрасль обеспечивает почти половину доходов федерального бюджета, этот показатель по итогам 2015 года составил порядка 40%. Из него доходы нефтегазового сектора (около 80%) обеспечили динамику отрасли», - сообщил начальник отдела налоговой и таможенно-тарифной политики в нефтегазовой отрасли Департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго России Роман Кабаков. По его словам, с начала 2015 года в отрасли стал реализовываться налоговый маневр, изначальная цель которого была в том, чтобы переложить налоговую нагрузку с экспорта на добычу за счет постепенного уменьшения ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты при одновременном увеличении ставок НДПИ на нефть. При этом параметры были рассчитаны при высоких ценах на нефть, а сейчас цены намного ниже, и предпосылок для их восстановления нет, уточнил специалист. «Кончено, Минфин обеспокоен краткосрочными проблемами, связанными с дефицитом бюджета, а легче всего восполнить бюджет с помощью нефтегазового сектора», - считает Кабаков.

Чиновник напомнил, что в конце января 2016 года Минфином был разработан проект, получивший одобрение в Правительстве, по увеличению ставок акцизов на моторное топливо. «Реализация указанной меры, по оценкам Минфина, должна восполнить бюджет на 90 миллиардов рублей. Наши позиции по расчетам схожи, - сказал Кабаков. - Но данное увеличение не учитывает фактор НДС, который существует при ценообразовании конечных цен на моторное топливо, а это дополнительный рост порядка 18%. Поэтому возникает прямой риск увеличения цен на моторное топливо».

Есть проблемы и с возможным изменением формулы НДПИ на нефть, в частности изменение касается снижения размера вычета с 15 до 7,5 долларов за баррель, отметил чиновник. «Это предложение в корне пересматривает налоговую систему нефтяной отрасли в пользу государства, увеличивая налоговую нагрузку на сектор добычи», - уточнил Кабаков.

Руководитель Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Инна Рыкова считает, что действующая система вполне защищает краткосрочные интересы нефтяных компаний за счет демпфирования скачков стоимости нефти и валюты на мировом рынке, но в недостаточной степени учитывает разнообразие условий добычи, транспортировки и реализации нефти. «Общее налоговое бремя на нефтяную отрасль сегодня нельзя назвать критическим, однако очевидна снижающаяся эффективность этого налогообложения как для бюджета, так и для отрасли», - сказала эксперт.

Руководитель Центра мониторинга и экспертиз Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Артем Плаксин считает, что инновации Минфина структурно ситуацию не меняют, носят краткосрочный эффект и создают серьезную основу для кризиса. «Если у государства есть необходимость повышать налоги, то делать это нужно при росте экономики, а не при ее падении», - уверен эксперт. По его мнению, нужно оптимизировать издержки компаний, которые вызываются регуляторными требованиями, содержащимися в законах и подзаконных актах.

Программа

Список участников

Читайте также:

20.02.2016 - Для пополнения бюджета могут поднять цены на топливо