Динамика грузового транспорта отражает общую стагнационную ситуацию в экономике

25 декабря 2015

Эксперты Аналитического центра продолжают исследовать тему транспортных услуг. В новом выпуске бюллетеня социально-экономического кризиса, вышедшем с заголовком «Динамика грузоперевозок в России», представлен анализ основных тенденций и текущей динамики грузовых перевозок в стране.

В бюллетене не рассматриваются вопросы оптимизации работы транспорта. Фокус внимания – на реакции отраслей на спад производства, а также возможные последствия для экономики страны. Специфика грузовых перевозок (в отличие от пассажирских) состоит в том, что грузы сами по себе не принимают решений, так что их интенсивность отражает только объективную ситуацию наличия и объемов контрактов на поставки сырьевых и энергетических товаров и перевозку готовой продукции.

«Динамика грузового транспорта отражает общую стагнационную ситуацию в экономике, но не носит драматического характера», - пишут эксперты. Например, к осени рост экспорта угля поспособствовал увеличению объемов его перевозки железнодорожным транспортом. Влияет на объемы транспортных перевозок активность обрабатывающей промышленности, а экспортные потоки зависят от добывающей промышленности.

Эксперты отмечают, что трубопроводы как вид транспорта обладают узкой специализацией: они в основном используются для перемещения сырых углеводородов, а также нефтепродуктов и отдельных видов химической продукции. В структуре таких перевозок в России доминируют поставки сырой нефти и газа, а грузооборот и объем грузов в 2013 -2015 годах показывают высокую стабильность. По мнению специалистов, в отношении нефтяных грузов в России сложилось своеобразное «разделение труда» между железнодорожным и трубопроводным видами транспорта. Поставки нефти и нефтепродуктов по железной дороге в 2014 году составили 256 млн т, а по трубопроводам «Транснефти» - 497 млн т. Специалисты уточнили, что без учета трубопроводов на железнодорожный транспорт в России в последние годы приходится более 85% грузооборота, то есть на дальних маршрутах железные дороги успешно выигрывают конкурентную борьбу за грузы. По тоннажу погрузки первое место на этом виде транспорта занимает каменный уголь, составляя 26% от всех грузов.

Что касается автомобильного транспорта, то, по словам экспертов, средняя дальность автоперевозки в 2013 году составила 44 км, при этом большая часть таких перевозок осуществляется собственным транспортом организаций, а не транспортными компаниями. Специалисты уверены, что неразвитость дорожной инфраструктуры тормозит развитие автомобильных грузоперевозок.

С октября 2013 г. по октябрь 2014 г. произошел спад перевозок водным транспортом, пишут специалисты. За это время их объемы сократились с 12,8 до 10,8 млн т в месяц с учетом сезонной корректировки. Затем перевозки стабилизировались на уровне 11 млн т в месяц, но можно ожидать дальнейшего снижения, связанного с продолжением спада в строительстве, полагают эксперты. А вот авиаперевозки грузов в России в 2012-2015 годах показывают небольшой рост, но в случае ухудшения экономической ситуации риском для таких перевозок может стать общий спад деловой активности, отмечают специалисты.

Подробнее - в бюллетене «Динамика грузоперевозок в России».

С другими выпусками бюллетеней социально-экономического кризиса можно ознакомиться в разделе Публикации.