Большинство вузов не готовы включиться в систему государственного дистанционного высшего образования

15 октября 2013

15 октября в Аналитическом центре состоялся круглый стол «Роль дистанционного обучения в системе образования России».

В современном мире электронное обучение становится одной из распространенных форм образования. Несколько лет назад учёные считали, что дистанционное образование не может охватить все специальности, но на деле оказалась иначе: дипломы по разным дисциплинам уже получили многие специалисты. Электронное обучение распространено во всём мире.

Западные университеты первыми вступили на путь создания электронных учебников, образовательных учреждений, курсов. Проректор по организации электронного обучения МЭСИ Александр Молчанов заявил, что «в Европе и США рынок индустрии электронного образования – один из самых динамично развивающихся». «Государственные структуры Европы сразу поняли, что этот сектор образования является серьёзным инструмент в борьбе за человеческий капитал, – считает эксперт. – Так, Еврокомиссия взяла проект он-лайн курсов под свой контроль, то есть, у них начался переход от корпоративного сектора регулирования данной области к государственному».

В России, по словам Молчанова, дела с электронным обучением обстоят намного хуже: «На сегодняшний день мы отстаём от Европы и США в плане реализации электронного обучения на целых 10 лет. Если не начать развивать эту область в самое ближайшее время, то мы и вовсе не догоним ведущие страны мира. Наше государство может дойти до полного истощения умственных ресурсов, потери квалифицированных кадров».

Ему возразил Юрий Белоножкин из Центра дистанционного образования Сочинского государственного университета, который вышел на связь с участниками круглого стола по Скайпу. По его мнению, потенциал российских вузов высок: «В России не так всё плохо, существуют люди, которые нуждаются в таком варианте образования».

Неоднократно поднимался вопрос о том, кому нужно дистанционное обучение. Исследования экспертов говорят, что оно в большей степени востребовано не выпускниками школ, а специалистами, которые хотят получить второе высшее образование. Ведь основное преимущество электронного обучения состоит в том, что студенты не привязаны к конкретному учебному заведению и могут получать образование, находясь в любом месте страны и мира. В том числе это касается и прохождения практик, стажировок, написания дипломов, диссертаций.

Молчанов видит одну из проблем в том, что вузы не хотят по собственному желанию обмениваться наработками в области электронного обучения: «Зачастую один преподаватель не хочет работать по электронному курсу, разработанному другим педагогом. Это сложный психологический момент, в котором нужны единые правила для всех». По мнению эксперта, эту задачу можно решить только через законодательные акты.

«Нужно быть готовыми к тому, что в связи с появлением новых форм обучения систему образования ждёт серьёзная «перетряска», - заявили эксперты, и их вывод не стал неожиданным.

Программа

Список участников