Формирование независимой системы оценки качества работы организаций по-прежнему актуально

9 декабря 2015

Эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева выступила с докладом на заседании Комиссии по взаимодействию с институтами гражданского общества Профсоюза работников народного образования и науки РФ. «Независимая оценка качества деятельности организаций социальной сферы должна включать мнение потребителей и предусматривать возможность участия действительно независимых структур», - считает эксперт.

В майских указах Президента РФ была поставлена задача «... совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности». Однако до сих пор в России существует ряд барьеров, сдерживающих внедрение и развитие такой системы: 1) отсутствие гарантий (не обеспечивается гарантия независимости общественных советов и их статуса как представительного органа потребителей, нет объективного учета общественного заказа в  системе показателей оценки); 2) дефицит квалифицированных и независимых операторов; 3) дефицит информации для проведения оценки (в т.ч. в открытом доступе); 4) неопределенность механизмов использования полученных результатов.

«В связи с анализом развития независимой оценки качества в регионах Российской Федерации определен перечень рисков, имеющих разный уровень проявления, но присутствующих в той или иной форме, - сообщила Каракчиева. – Во-первых, это наличие имитации независимой оценки качества, во-вторых, дублирование ведомственной оценки с дополнительной нагрузкой на организации и операторов, в-третьих, «сведение» независимой оценки качества к «рейтингам» с низком качеством (доминирование отчетных над аналитическими формами), и, последнее, использование результатов для «наказания».

По мнению эксперта, для развития независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, необходим аудит имеющихся ресурсов и высокий уровень развития системы государственного общественного управления в регионе, определение наличия и качества независимых игроков (рейтинговых агентств, СМИ, информационных холдингов и пр.), открытости данных. При этом ставку необходимо делать на наиболее сильные позиции региона, ключевые тренды - как в регионе, так и в России, и за рубежом».