Транспортный сектор может служить инструментом мониторинга ситуации в стране

4 декабря 2015

Расходы населения на личный и общественный транспорт, структура пассажирских перевозок в России, городской транспорт, межрегиональные перевозки – эксперты Аналитического центра изучили активность населения в использовании транспортных услуг. Именно транспорт как крупный инфраструктурный сектор служит инструментом мониторинга социально-экономической ситуации в стране. Пассажирские перевозки непосредственно связаны с мобильностью населения и весьма показательны в кризис, уверены эксперты.

По последним оценкам Минэкономразвития, по итогам 2015 года Россию ждет падение ВВП на 3,7%, реальных располагаемых доходов населения – на 4%, а общий пассажирооборот в стране, если текущая динамика сохранится, снизится на 3-4%.

В последние годы россияне стали больше ездить на дальние расстояния, причем всё чаще – самолетами. Если посмотреть на данные за три квартала 2015 года, то перевозки пассажиров воздушным транспортом в России даже выросли – правда, всего на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А вот пассажиропоток между Россией и странами дальнего зарубежья снизился на 17%. Однако в целом, несмотря на кризис и трудности компаний, связанные с девальвацией рубля, объемы пассажирских перевозок сохраняются, констатируют аналитики.

Динамика перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте в России не демонстрирует значительных изменений. Эксперты полагают, что свою лепту в стабильность показателя вносит пригородное сообщение, которым значительная часть населения, особенно на Московской железной дороге, пользуется на постоянной основе. Доля же перевозок пассажиров дальнего следования сокращается: если в 2013 году она в среднем была равна 10%, то по итогам 9 месяцев 2015 года составила 9,6%.

Что касается конкуренции между различными видами транспорта, то эксперты в первую очередь обращают внимание на выбор пассажиров между плацкартными вагонами и междугородними автобусами для поездок на расстояния средней дальности. Если в 2007—2013 годах автобусы обходились дороже, чем в среднем плацкарт фирменных и нефирменных поездов, то в 2014-2015 годах ситуация изменилась в пользу автобусного сообщения.

Подробнее – в бюллетене «Активность населения в использовании транспортных услуг».

С другими выпусками бюллетеней социально-экономического кризиса можно ознакомиться в разделе Публикации.