Важность социального фактора нефтегазовых компаний не снижается и в условиях спада нефтяных цен

3 декабря 2015

В России нефтегазовые компании довольно активно осуществляют социально-ориентированную политику, отмечается в очередном выпуске энергетического бюллетеня Аналитического центра. Компании отрасли тратят от 1 до 4% годовой чистой прибыли на социальные инвестиции, что примерно соответствует уровню крупнейших зарубежных нефтегазовых ТНК.

Среди четырех компаний, деятельность которых изучили эксперты («Роснефть», «Лукойл», «Башнефть» и «НОВАТЭК»), выделяется «Башнефть» со сравнительно большой долей инвестиций в сферу здравоохранения, а также «НОВАТЭК» – в поддержку малых народов Севера. «Лукойл» больше специализируется на поддержке спорта, который составляет более 35% социальных инвестиций компании. Эксперты отмечают, что около 30% средств «Лукойл» инвестирует в специальные фонды, которые впоследствии занимаются подбором проектов для финансирования, в том числе, возможно, в развитие социальной инфраструктуры. Лидером по масштабу социально-ориентированных проектов в России является «Газпром», что объясняется характером бизнеса и наличием дочерних компаний практически во всех регионах страны. Также наибольшее присутствие в регионах отмечается у «Роснефти» и «Лукойла», которые реализуют социальные проекты как в регионах добычи (ХМАО, НАО, Красноярский край), так и в регионах переработки сырья и реализации продуктов.

Эксперты полагают, что социальная ответственность бизнеса в серьезных масштабах - дело относительно новое в мире, тем более в России. Нефтегазовые компании развитых стран ведут бизнес в основном на территориях третьих стран, и естественный набор задач их социального поведения – защита окружающей среды и здоровья своих работников – дополняется развитием местных экономик. Социальная ответственность не была изобретением самих компаний, но постепенно навязывалась им обществом и государством, а позднее стала учитываться биржами. Теперь социальный фактор стал позитивно влиять и на котировки акций, а его важность выросла настолько, что этот тип активности не снижается и в условиях спада нефтяных цен, отмечают специалисты.

Что касается российских условий, то, по мнению экспертов, нефтегазовый бизнес лидирует в сфере корпоративной ответственности сразу по нескольким причинам. Во-первых, это наиболее богатая отрасль страны. Во-вторых, местные органы власти и социальные движения пристально следят за данными компаниями. Но в огромной мере это связано с выходом наших компаний на западные биржи, наличием западных (или «просвещенных домашних») миноритариев и менеджеров.

Также в бюллетене рассматриваются вопросы гидроэнергетики в России. По мнению экспертов, она имеет большой вес за счет старых огромных ГЭС советского периода. «Но ее возможности далеко не исчерпаны, особенно в удаленных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, поскольку она сохраняет преимущество по приведенным затратам, сокращает выбросы парниковых газов и может быть в рассеянном виде использована в удаленных районах», - пишут специалисты.

Эксперты рассуждают и о новом долгосрочном «Прогнозе мировой энергетики» Международного энергетического агентства, традиционно включающего в себя три основных сценария: инерционный, базовый и «зеленый». В качестве центральных тем-сюжетов МЭА в этом году можно рассматривать усиление климатических ограничений и снижение мировых цен на нефть, пишут специалисты.

Подробнее – в новом выпуске Энергетического бюллетеня «Социальная ответственность нефтегазовых компаний», подготовленного экспертами Аналитического центра.

С другими выпусками энергетических бюллетеней можно ознакомиться в разделе Публикации.