В Аналитическом центре изучают динамику рынка таксомоторных перевозок

2 декабря 2015

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации проводит исследование динамики рынка таксомоторных перевозок, где происходит заметное повышение качества услуг официальных перевозчиков и одновременное сокращение теневого бизнеса.

С начала 2000 годов рынок таксомоторных услуг в России пережил 2 технологические революции, отмечают эксперты. Первая связана с появлением IT-систем управления таксопарками и телекоммуникационных решений, которые позволили обрабатывать свыше 5 000 заказов в сутки, увеличив объем практически вдвое. Как следствие – сформировались крупные таксомоторные парки, которые применяли различные рекламные стратегии, разрабатывали новые услуги, что в конечном итоге повысило доступность и качества сервиса.

Вторая технологическая революция, произошедшая относительно недавно, в корне изменила рынок транспортных услуг, превратив такси в стандартную городскую услугу. Теперь ее предоставляют не столько таксопарки, владеющие собственным штатом водителей и парком автомобилей, сколько агрегаторы – т.е. компании, предоставляющие мобильный сервис вызова такси. Не обладая собственным автомобильным парком, агрегаторы де факто получили главную роль в формировании стоимости в таксомоторном бизнесе. Выполняя ключевые функции по привлечению заказов и распределению их между водителями в зависимости от их местоположения, агрегатор снижает холостой пробег и простой для водителей. В совокупности с отказом от рекламных затрат это позволяет таксомоторным паркам существенно сократить операционные издержки и предложить клиенту лучшую цену.

«Эффективность работы новых технологий заказа можно оценить по ключевому изменению на рынке такси – снижению порожнего пробега машины с возможностью заказа ближайшей машины, что позволило предложить рынку даже короткие поездки с минимальной ценой, – поясняет заместитель руководителя Аналитического центра Светлана Ганеева. – До появления агрегаторов отдельные таксопарки не могли этого сделать из-за высокого порожнего пробега: короткие поездки по минимальной цене были экономически не выгодны».

Развитие онлайн-сервисов заказа увеличило количество людей, пользующихся такси хотя бы один раз в месяц. С 2013 до конца 2015 года этот показатель вырос с 48 до 53%. Увеличивается и число пользователей, заказывающих такси чаще 10 раз в месяц – с 3% в 2013 до 6% в 2015 году. По мнению исследователей, это происходит как за счет повышения доступности перевозки в силу снижения цены и времени подачи, так и за счет стандартизации услуги, а также соответствия уровня сервиса ожиданиям  клиента.

Сегодня российский рынок агрегаторов такси представлен двумя так называемыми большими тройками: в Москве это «Яндекс.Такси», Gett и Uber X, а в регионах –   «Везет», «Максим» и «Сатурн». Только в столице они берут на себя более половины суточных вызовов – от 120 до 250 тысяч поездок. Снижение стоимости перевозок, обеспечиваемое агрегаторами, способствует повышению спроса населения на услугу, приводит к росту рынка, увеличению числа легальных таксистов и повышению их конкурентоспособности в сравнении с нелегалами. По данным исследования, если до 2010 года порядка 80% рынка такси было представлено частным нелегальным извозом, то в 2015 году теневой сектор сократился до менее чем 30%.

Исследование «Роль таксомоторной отрасли в экономике России, развитии общественного транспорта и самозанятости населения» затрагивает не только технологическое развитие отрасли, но и все ключевые показатели влияния такси на развитие общественного транспорта и занятости населения.  Его полные результаты будут представлены на круглом столе в Аналитическом центре.