Механизмы госрегулирования дополнительного образования только начинают формироваться

9 ноября 2015

В научно-методическом журнале «Наука, техника и образование» вышла статья эксперта Аналитического центра Инны Каракчиевой «Особенности и проблемы российского рынка услуг дополнительного образования детей».

В статье представлены общие тенденции рынка услуг дополнительного образования детей в России за период с 2012 по 2014 годы, проанализированы особенности развития  сети государственных и негосударственных организаций, дана оценка объемов финансирования. Приведенные статистические данные позволяют выделить ключевые направления по совершенствованию системы дополнительного образования детей в условиях Российской Федерации.

В  России,  как  и  в  ведущих  странах  мира,  в  борьбе  за  человеческий  капитал важная  роль отводится  дополнительному  образованию,  и особенно образованию детей. Проведенное  исследование  показало,  что  в  целом  за  период  2012-2014  годов в этой сфере наметился  ряд  положительных  тенденций. Так,  число  государственных  (муниципальных)  образовательных организаций  выросло  на  28,5%,  составив  11,7 тыс., и их посещали 9,6 млн детей. Фактическое  количество  негосударственных  организаций превосходит  в  разы  их официальное количество.  В  данном  случае  можно  говорить  о  наличии теневого  рынка  услуг  дополнительного  образования  детей  и  отсутствии  адекватных механизмов рыночного регулирования со стороны государства.

Рынок услуг дополнительного образования детей в России в настоящее время  находится  в  зачаточном  состоянии  и  пока  не  входит  в  зону  интересов соответствующего  федерального  органа  исполнительной  власти  (механизмы госрегулирования в данной сфере только формируются), считает эксперт.

Гибкость,  целостность  системы  дополнительного  образования  и  ее  устойчивость  на рынке  может  быть  обеспечена  за  счет  введения  системы  Единого  портала дополнительного  образования  –  системы  равного  доступа  организаций вне  зависимости  от  форм  собственности  для информирования  населения  страны  о  многообразии  программ  и  услуг дополнительного образования детей.