Перенос срока перехода на 5-й экологический класс позволит избежать дефицита бензина на внутреннем рынке

3 ноября 2015

Аналитический центр выпустил очередной энергетический бюллетень «Стандарты моторного топлива», в котором рассматривается перенос перехода на 5-й экологический класс бензинов, а также положение в угольной отрасли и обеспечение энергоносителями новых китайских проектов.

В настоящее время действует технический регламент Таможенного союза, принятый в 2011 году, в соответствии с которым Россия должна перейти с 4‑го на 5‑й экологический класс по автомобильному бензину и дизтопливу с 1 января 2016 года. Россия в срок перешла с 3‑го на 4‑й класс в 2015 году, при этом дефицита моторного топлива не наблюдалось. Однако в октябре 2015 г. было принято решение о переносе сроков запрета на продажи автомобильного бензина 4-го экологического класса в России с 1 января 2016 г. на полгода вперед. Перенос не является безусловно необходимым для рынка, но позволит избежать риска возникновения дефицита бензина на внутреннем рынке, который может достичь 1 млн т.

По каким же причинам срок был продлен только для бензина? Часть нефтяных компаний опаздывает с переходом на новые стандарты топлива и регулярно просит отсрочки, которую им приходится выдавать, чтобы избежать возможного дефицита бензина. К тому же купить высококачественный и дорогой бензин в России могут водители с высокими доходами, но это может оказаться проблематичным для остальных автовладельцев.

Также в бюллетене рассматривается положение в угольной отрасли — единственной в стране полностью частной и относительно эффективной. Однако производительность труда здесь все еще низкая, транспортные издержки высокие, а внутренний спрос сдерживается конкуренцией дешевого газа. А возможности экспорта (11% мирового!) во многом зависят от льготных внутренних железнодорожных тарифов. На мировых рынках экспансия угля в конце концов будет остановлена мерами по защите климата, так что перспективы у отрасли сложные.

Эксперты рассуждают также об инициативах Китая по развитию Нового Шелкового пути, которые предполагают создание потоков энергоносителей. Российским производителям предстоит адаптироваться к реальности в условиях низких цен на нефть, которые при прочих равных вынуждают более жестко оценивать рентабельность проектов. Пути поставок энергоносителей в Азии будут привязаны к регионам наиболее высоких темпов роста.

Подробности – в бюллетене «Стандарты моторного топлива»

Другие выпуски энергетических бюллетеней – в разделе Публикации.