Эксперт: Стратегия инновационного развития России до 2020 года не является инструментом управления

2 ноября 2015

«Стратегия инновационного развития России до 2020 года не является инструментом управления», – заявил заместитель руководителя Аналитического центра Василий Пушкин, выступая на всероссийском форуме «Стратегия развития регионов России: маркетинг территории».

«Мы знаем, как в теории пишется стратегия: формулируются цели и критерии управления, анализируется внешняя среда, определяются ключевые показатели эффективности, прорабатываются сценарии развития, – пояснил Пушкин. – Но что происходит на практике? Когда пишут стратегии, в особенности региональные, думают о деньгах: больше денег из федерального бюджета, больше внебюджетных денег, и при этом не учитывают массу факторов: от взаимосвязи между КПЭ и мероприятиями стратегии до единой терминологии в рамках одного документа».

В Аналитическом центре провели анализ и мониторинг Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года и определили ее проблемные зоны – отсутствие ресурсов, связи между показателями и мероприятиями внутри и вне стратегии и отсутствие систем мониторинга. «Фактически, мы с экспертным сообществом пришли к выводу: СИР в ее нынешнем виде не является инструментов управления, - заявил Пушкин. – Примечательно, что в 2013 году к тому же выводу пришли специалисты НИУ ВШЭ».

Аналитический центр предлагает при написании стратегий учитывать госпрограммы, федеральные и региональные целевые программы, а также в обязательном порядке отслеживать результаты реализации стратегий. Желательно это делать публично, с привлечением экспертов и организацией дискуссий. «Применительно к Стратегии инновационного развития таким публичным ресурсом может стать «витрина СИР». Кроме того, перспективным направлением является использование открытых данных для высвобождения дополнительных ресурсов (в случае, когда на основе открытых данных сервисы гражданам предоставляет бизнес) и для мониторинга ситуации по показателям», - считает Пушкин.

В форуме «Стратегия развития регионов России: маркетинг территории» приняли участие министры экономики регионов Южного, Северо-Кавказского и Крымского федеральных округов, руководители отраслевых министерств и ведомств регионов, главы муниципальных образований, представители делового и экспертного сообществ. Вынесенные на повестку дня вопросы эффективного стратегического планирования, повышения конкурентоспособности регионов, создания брендов территорий и т.д. актульны не только в региональном, но и общероссийском масштабе.