Санкции ЕС и США в отношении России нелегитимны и контрпродуктивны

19 октября 2015

Эксперт Аналитического центра Инна Дудыкина приняла участие в дискуссии «Импортозамещение vs Экспорт», состоявшейся в рамках конференции «Перспективы финансирования науки и инноваций в текущих экономических условиях».

«Практика применения односторонних мер (санкций) со стороны государств - явление не новое в международном праве и часто применяется в качестве инструмента управления конфликтами, - сообщила Дудыкина в своем докладе «Импортозамещение в соответствии с нормами ВТО и барьеры на пути российского бизнеса».  – И хотя в международном праве не содержатся нормы, которые прямо запрещали бы применение односторонних принудительных мер в отношении другого государства, принцип суверенного равенства государств исключает возможность правомерного применения одним государством санкций в отношении другого».

Хотя в международном праве не содержатся нормы, которые прямо запрещали бы применение односторонних принудительных мер в отношении другого государства, принцип суверенного равенства государств исключает возможность правомерного применения одним государством санкций в отношении другого

Инна Дудыкина, эксперт Аналитического центра

По словам эксперта, односторонние меры, введенные ЕС, США и рядом других стран в отношении России, не обладают международной легитимностью и являются контрпродуктивными. Меры, направленные на ограничение деятельности кредитно-финансовых учреждений России, нарушают нормы Всемирной торговой организации, что расценивается как нарушение принятых на себя обязательств и влечет за собой возникновение международного спора, подлежащего рассмотрению в Органе по разрешению споров ВТО.

«В ходе сложившейся на мировой арене ситуации Российская Федерация проводит активную политику импортозамещения, которая должна  осуществляться там, где это перспективно, где российские производители могут и должны быть конкурентоспособными, при этом не нарушая норм международной торговли», - считает Дудыкина.

В соответствии со ст. 3.1. (a), (b), 3.2 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам,  экспортные и импортозамещающие субсидии запрещены. Соглашение однозначно относит «использование отечественных товаров вместо импортных», т.е. фактически импортозамещение, к запрещенным субсидиям. 

Эксперт полагает, что в соответствии с текущей потребностью нашей страны к отстаиванию интересов в ВТО необходимо изучить имеющуюся правоприменительную практику разрешения споров с целью использования существующей аргументации для оценки правомерности существующих ограничительных мер.