Эксперты Аналитического центра считают перспективным переход регионов с нефти и нефтепродуктов на местные и возобновляемые виды топлива

15 октября 2015

Эксперты Аналитического центра изучили перспективы, целесообразность и стимулы перехода теплоснабжения российских регионов с нефтепродуктов на местные и возобновляемые виды топлива с точки зрения их экономической эффективности, энергетической безопасности и условий, ограничивающих такой переход.

Переход объектов теплоснабжения, использующих нефть и нефтепродукты, на местные и возобновляемые виды топлива во многих муниципальных образованиях имеет экономический потенциал, однако каждый случай необходимо рассматривать отдельно, проводя анализ доступности топливно-энергетических ресурсов и инфраструктурных ограничений на региональном и муниципальном уровнях. К такому выводу пришли участники круглого стола «Возможности замещения нефтепродуктов биотопливом и другими возобновляемыми ресурсами в теплоэнергетике», который состоялся 14 сентября в Аналитическом центре.

В докладе Аналитического центра «Оценка перспектив и целесообразности перехода субъектов Российской Федерации, использующих нефтепродукты с целью теплоснабжения, на местные и возобновляемые виды топлива» представлены предварительные оценки эффективности перевода источников теплоснабжения с нефти и нефтепродуктов на местные и возобновляемые виды топлива. По мнению экспертов, существует целый ряд факторов, ограничивающих повсеместный переход сферы теплоснабжения с нефти и нефтепродуктов на местные и возобновляемые виды топлива – это экономическая эффективность, энергетическая безопасность и экономические и регуляторные ограничивающие факторы.

Наличие местных видов топлива в регионе не всегда свидетельствует об экономической целесообразности их использования, полагают эксперты. Однако примеры отдельных инвестиционных проектов показывают, что переход с нефтепродуктов на местные и возобновляемые виды топлива позволяет получить экономию по совокупным издержкам котельной за счет сокращения расходов на топливо, а также обеспечивает экономию субсидий для региона за счет снижения экономически обоснованного тарифа.

Что касается энергетической безопасности, то во многих случаях необходимость гарантировать стабильные поставки местных или возобновляемых энергоресурсов на котельные в течение каждого отопительного периода является серьезным препятствием для замещения нефтепродуктов на котельных. Эксперты полагают, что это обстоятельство может иметь различные причины – недостаточный размер или нестабильность ресурсной базы, сложности с транспортной логистикой, ограниченное число альтернативных поставщиков.

Сдерживают переход и такие факторы, как неопределенность с размерами будущих тарифов (на срок окупаемости инвестиционного проекта), несоответствие сроков возврата инвестированных средств и установленных сроков сохранения дополнительных средств, полученных в результате повышения эффективности в составе необходимой валовой выручки, ограничения при создании государственно-частного партнерства, высокие ставки процента по кредиту, низкая заинтересованность муниципалитетов в модернизации котельных на нефтепродуктах и даже недостаток информации у потенциальных инвесторов для оценки возможностей реализации проектов.

Эксперты уверены, что снять ограничения институционального характера можно на федеральном уровне. Для этого в Аналитическом центре разработан проект Плана мероприятий по совершенствованию государственного регулирования по стимулированию снижения потребления нефти и нефтепродуктов в сфере теплоснабжения (с учетом экономической эффективности, энергетической и экологической безопасности).