Аналитики предлагают увеличить число регионов-участников импортозамещения в сфере сельхозмашиностроения

5 октября 2015

Аналитический центр внимательно изучил региональные планы по импортозамещению, разработанные в начале года субъектами Российской Федерации по поручению Президента, и сравнил их с отраслевыми планами Минпромторга России. Сопоставить данные оказалось не только сложно, но и в некоторых случаях невозможно.

Указанные планы включают как мероприятия общесистемного характера по организации процесса импортозамещения, так и отраслевые мероприятия, направленные на реализацию конкретных проектов по импортозамещению в различных сегментах экономики. Эксперты отмечают, что в основном предлагаемые регионами меры затрагивают агропромышленный комплекс, обрабатывающую и добывающую промышленность, в то время как Минпромторгом России утверждены 20 отраслевых планов по импортозамещению в разрезе отраслей обрабатывающей промышленности. В большинстве случаев мероприятия, определенные в отраслевых планах Минпромторга России, не представлены в перечнях мероприятий, принятых субъектами Российской Федерации, т.е. отсутствует преемственность между федеральными и региональными планами по импортозамещению. Мероприятия по определенным отраслям в региональных планах встречаются фрагментарно: так, мероприятия по импортозамещению в отрасли рыбоводства представлены в 17 субъектах, фармацевтического производства – в 6, торговли - 7, строительству - 7, транспорту и связи - 4. По ряду отраслей в региональных планах по импортозамещению мероприятия не предусмотрены вовсе.

В подавляющем большинстве случаев все региональные мероприятия по импортозамещению в агропромышленном комплексе и пищевой промышленности связаны с субсидиями  в рамках госпрограммы по развитию сельского хозяйства. Регионы фокусируются на предоставлении господдержки предприятиям АПК, повышении эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, создании селекционно-генетических и селекционно-семеноводческих центров, оптимизации системы подготовки и сбыта продукции и продвижении товаров местных производителей на межрегиональном рынке. Такие меры как ограничение использования иностранной рабочей силы встречаются редко и потому на общем фоне выглядят специфически.

Однако в целом анализ региональных планов не дает возможности оценить перспективы и динамику импортозамещения в сфере сельского хозяйства, признаются эксперты. Причина в том, что большинство планов хотя и включают конкретные объекты сельхозпроизводства и описание общих подходов к поддержке отраслей АПК, но в то же время не содержат концептуальный анализ возможностей и направлений импортозамещения конкретных регионов.

Сопоставить отраслевые планы, разработанные Минпромторгом России, с региональными планами импортозамещения в АПК также не представляется возможным из-за отсутствия в последних указаний на конкретные производства, предприятия или мероприятия в областях сельхозмашиностроения, пищевой и химической промышленности. Например, в представленных на рассмотрение региональных планах в сфере обрабатывающей промышленности только в Амурской, Костромской, Рязанской областях и Республике Дагестан предусмотрены инвестиционные проекты в области машиностроения, включая сельскохозяйственное. Такое число субъектов представляется незначительным как на фоне широкого набора объектов, утвержденных Минпроторгом России для импортозамещения в сельскохозяйственном машиностроении (около 45 единиц, включая организацию производства линейки тракторов, комбайнов, семенных заводов и комплектующих к ним), так и с учетом значительно большего числа производителей сельхозтехники в России (например, производство тракторов существуют еще в 9 регионах). Отчасти эксперты связывают такую ситуацию с тем, что в ряде субъектов обозначено общее развитие промышленности без указания на конкретные ее направления, однако, по их мнению, число регионов-участников импортозамещения в данной сфере должно быть увеличено.

Поддержка инвестиционных проектов в пищевой промышленности присутствует в планах 5 регионов - Астраханской, Курской, Орловской, Курганской областей и Республики Коми, однако конкретизации в них также не содержится. При этом отраслевой план Минпромторга в пищевой промышленности делает акцент на зерновое, хлебопекарное и мельничное оборудование, а также оборудование для консервирования (овощей, молочных продуктов). Аналитики полагают, что несмотря на налаженное производство мельничного и некоторого хлебопекарного оборудования в Пензенской области, Алтайском крае и Нижнем Новгороде, в целом по стране это направление промышленного производства практически не развито, и не ожидают появление большого числа проектов в краткосрочной перспективе.

На состоявшемся в Сочи совещании по импортозамещению премьер поручил министерствам помочь регионам синхронизировать планы импортозамещения и наладить работу по более широкому информированию о мерах господдержки.

«Сейчас утверждены около 40 региональных планов по импортозамещению, и они далеко не все синхронизированы с планами федеральных министерств, и это совсем не правильно, - отметил Медведев, сославшись на оценку экспертов Аналитического центра. - Я хотел бы, чтобы коллеги из всех ключевых ведомств - это, прежде всего, Минпромторог, Минсельхоз, Минэкономразвития - оказали помощь регионам при подготовке и реализации планов по импортозамещению».

Премьер поручил обменяться информацией по содержанию региональных планов, конкретных инвестиционных проектов, а также более подробно информировать о существующих государственных возможностях поддержки предприятий, которые далеко не всегда обладают полными данными.