В работе с открытыми данными пора переходить от накопления опубликованных наборов к построению системы управления информацией

25 сентября 2015

В Аналитическом центра прошли вебинар и презентация по теме «Эффективность использования открытых данных». Эксперты говорили о развитии системы открытых данных как одном из ключевых направлений совершенствования системы государственного и муниципального управления за счет повышения прозрачности работы органов государственной власти, а также политики информатизации в России.

Специалисты напомнили, что процесс раскрытия машиночитаемых государственных данных запущен Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Согласно положениям Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 30 января 2014 г., открытые данные рассматриваются как один из наиболее удобных форматов для поиска, обработки и дальнейшего использования открытой, общедоступной и достоверной информации.

Заместитель руководителя Аналитического центра Василий Пушкин, открывая мероприятие, отметил рост заинтересованности в теме открытых данных. Эксперт рассказал о мероприятиях, которые планируется провести до конца этого года. «Мы инициировали проведение конкурса по открытым данным, где с помощью открытой информации создаются приложения и сервисы. Надеюсь, что к концу года мы сумеем получить порядка 100 приложений, созданных на основе данных федерального, регионального и муниципального уровней», - сказал Пушкин. Кроме того, 10-11 октября в Аналитическом центре пройдет Data.gov.ru Hackathon #2, а 10-11 декабря в Москве состоится Общероссийский саммит «Открытые данные – 2015».

Эксперт Галина Градосельская рассказала о результатах исследования – опроса целевых аудиторий о проблемах и перспективах развития открытых данных в Российской Федерации. Опрос проводился при помощи анкеты, состоявшей из 5 блоков: оперативный срез ситуации, эффективность реализации, инструменты развития механизмов, возможности и проблемы использования. С мая по июль 2015 года было опрошено 68 федеральных и 54 региональных чиновника, а также 21 разработчик. «Недопонимание чиновниками того, что публикуемые данные могут использоваться в работе государственных структур и ведомств, является одним из важнейших факторов невысокой скорости развития открытых данных в стране, - отметила Градосельская. - Происходит глубокий разрыв в сознании чиновников между спускаемой «сверху» обязанностью публиковать данные и непониманием собственных выгод от доступа к ним». По словам эксперта, идея получения информации через открытые данные до сих пор встречает сопротивление среди самих же чиновников-публикаторов. Необходимо развитие и внедрение в госструктуры новой должности, связанной с анализом данных в государственной сфере, уверена эксперт. Кроме того, Градосельская отметила, что развитие открытых данных в России достигло уровня, когда становится очевидной необходимость переходить от накопления опубликованных наборов данных к построению системы управления информацией.