Страны ЕАЭС координируют усилия по развитию своих экономик

24 сентября 2015

Эксперты Аналитического центра приняли участие в IV Кыргызско-российской межрегиональной конференции «Евразийский экономический союз. Новые перспективы межрегионального сотрудничества».

Начальник Управления международного сотрудничества Аналитического центра Денис Ершов выступил модератором круглого стола «Совместные кыргызско-российские проекты в области транспорта в условиях евразийских интеграционных процессов». Открывая мероприятие, Ершов обозначил срез ситуации, которая в настоящее время является базовой для развития единой транспортной системы ЕАЭС.

Одной из наиболее значимых является проблема несбалансированности развития единой транспортной системы ЕАЭС, отметил эксперт. Она включает диспропорции в темпах и масштабах развития разных видов транспорта, недостаточное и территориально неравномерное развитие транспортной инфраструктуры.

«В ближайшее время странам-участницам ЕАЭС необходимо согласовать основные направления и этапы реализации скоординированной транспортной политики, что непосредственно должно отразиться на сроках поставки грузов, снижении доли транспортной составляющей в цене товаров, мобильности населения и на создании единой транспортной инфраструктуры мирового уровня», - резюмировал Ершов. 

Выступая с докладом «Перспективные направления энергетического сотрудничества стран ЕАЭС», эксперт Аналитического центра Александр Амирагян сообщил, что Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения договорились о формировании общих энергетических рынков: по электроэнергии – к 2019 году, по нефти, нефтепродуктам и природному газу – к 2025 году. В настоящее время проходит стадия формирования концепций общих рынков.

«Страны ЕАЭС обладают значительным энергетическим потенциалом – на них приходится около 15% мировой добычи и экспорта нефти, 15-20% мировой добычи газа и свыше 20% его экспорта. При этом внутри ЕАЭС лишь Россия и Казахстан являются крупными экспортерами энергоресурсов, - рассказал эксперт. - Присутствие в ЕАЭС  и экспортеров, и импортеров усложняет разработку сбалансированной концепции общих рынков, которая должна учитывать интересы всех стран. Формирование общих энергетических рынков предусматривает неприменение во взаимной торговле ввозных и вывозных таможенных пошлин, в связи с чем существуют риски потерь поступлений в бюджет стран-экспортеров в силу появления стимулов для роста экспорта за пределы ЕАЭС с территории страны с наиболее выгодными условиями».

По словам Амирагяна, российско-киргизское сотрудничество в сфере энергетики в последние годы набирает обороты и осуществляется посредством поставок энергоресурсов и реализации проектов на территории Кыргызстана. Россия является главным поставщиком нефтепродуктов, также одно из потенциально важных направлений сотрудничества - гидроэнергетика. Российская компания «Интер РАО» реализует проект строительства Камбаратинской ГЭС-1, российская компания «РусГидро» возводит Верхне-Нарынский каскад ГЭС.