Эксперты Аналитического центра нашли пути совершенствования механизма дополнительных мероприятий в сфере занятости населения

22 сентября 2015

Эксперты Аналитического центра выпустили социальный бюллетень «Практика реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынках труда субъектов Российской Федерации». В материале на основе обобщения изложены результаты изучения практики реализации дополнительных мероприятий в субъектах Российской Федерации в 2009–2014 годах и даны предложения по их совершенствованию.

По словам экспертов, проведенный анализ показал, что дополнительные мероприятия в сочетании с иными мерами, направленными на содействие занятости населения в рамках госпрограмм и региональными целевыми программами способствовали в 2009–2014 годах смягчению напряженности на региональных рынках труда. Внедрение дополнительных мероприятий позволило расширить перечень категорий получателей государственных услуг по содействию занятости, видов предоставляемых услуг, а также привлечь новый источник финансирования в виде субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов.

Эксперты, изучив практику, выявили резервы и разработали рекомендации на период 2015–2016 годов, направленные на дальнейшее совершенствование данного механизма, среди которых:

  1. Предложения по совершенствованию нормативно-правовых, концептуальных и методологических подходов к планированию дополнительных мероприятий:

- внесение в федеральное и региональное законодательства дополнений и изменений, обеспечивающих легализацию перечня дополнительных мероприятий: определение их видов, содержания и ожидаемых результатов реализации, устранение необоснованных различий в используемой терминологии, а также законодательное закрепление статуса участников дополнительных мероприятий;

- обеспечение взаимоувязки и соответствия критериев, используемых при отборе субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий, перечня дополнительных мероприятий, определяемых для субсидирования, а также показателей результативности, используемых для оценки эффективности расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии. Внесение соответствующих изменений в правила предоставления субсидий из федерального бюджета;

- формирование перечня дополнительных мероприятий с учетом мер, направленных на содействие занятости населения, реализуемых в других государственных и региональных целевых программах, — с целью предотвращения их дублирования и сокращения «перекрестного» финансирования.

  1. Предложения по совершенствованию методических подходов к реализации дополнительных мероприятий:

- разработка и внедрение унифицированной научно обоснованной методики составления прогноза баланса трудовых ресурсов в профессиональном разрезе на уровне субъекта Российской Федерации;

- разработка и внедрение унифицированной научно обоснованной методики определения численности участников дополнительных мероприятий;

- разработка и внедрение федеральных нормативов затрат на реализацию дополнительных мероприятий, финансируемых за счет субсидий из федерального бюджета;

- разработка, с учетом международного опыта, и внедрение методики оценки социально-экономической эффективности дополнительных мероприятий / региональных программ, в том числе с позиций долговременных результатов/последствий их реализации для граждан и для субъектов Российской Федерации.

  1. Предложения по совершенствованию организации дополнительных мероприятий:

- организация адресного селективного отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий на основе усовершенствованной системы критериев;

- обеспечение открытости данных о ходе и результатах реализации дополнительных мероприятий, в том числе об их финансировании;

- изучение международного опыта реализации активных мер на рынке труда с целью его возможной адаптации к условиям Российской Федерации.

  1. Предложения по совершенствованию бюджетирования дополнительных мероприятий:

- разработка и внедрение в практику бюджетирования показателей территориально дифференцированных удельных бюджетных расходов на реализацию дополнительных мероприятий в Российской Федерации в расчете на одного участника.

Кроме того, по мнению специалистов, целесообразно продолжить анализ результативности и эффективности региональных программ, субсидируемых из федерального бюджета в 2015 году.

Проведенные расчеты показали перспективность использования показателей удельных расходов бюджетных средств в расчете на одного безработного (по методологии МОТ) и расходы в расчете на одного зарегистрированного безработного — при бюджетировании региональных программ / дополнительных мероприятий; показателей удельных расходов бюджетных средств в расчете на одного участника дополнительных мероприятий — при оценке эффективности региональных программ / дополнительных мероприятий в отчетном году; метода корреляционного анализа при оценке характера и тесноты связей удельных показателей бюджетных расходов и показателей результативности региональных программ / дополнительных мероприятий.

Очевидно при этом, пишут эксперты, что достичь повышения эффективности региональных программ / дополнительных мероприятий можно, по крайней мере, за счет повышения точности определения перечня дополнительных мероприятий, численности и состава участников, наиболее точно учитывающих параметры ожидаемой в планируемом году ситуации на региональных рынках труда, а также за счет повышения обоснованности определения сумм расходов на реализацию отдельных дополнительных мероприятий и региональных программ в целом, то есть их более обоснованного бюджетирования.

Подробнее на страницах бюллетеня «Практика реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынках труда субъектов Российской Федерации».

С другими выпусками социальных бюллетеней можно ознакомиться в разделе Публикации.