Часть законодательных инициатив проходит мимо процедуры ОРВ

15 сентября 2015

В Аналитическом центре состоялась конференция «Оценка регулирующего и фактического воздействия мер государственной политики в России: текущие вызовы и перспективы развития», в ходе которой эксперты отметили, что инструмент оценки регулирующего воздействия в России переживает новый виток развития.

Заместитель директора Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Виталий Злобин напомнил, что в январе 2015 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. № 83 был дан старт реформы ОРВ на федеральном уровне. Уже утверждена методика проведения  публичных  консультаций. В целях перехода на модель «one in-one out» до 1 октября 2015 г. будет принята методика оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а к 1 января 2016 г. должен  быть разработан блок документов для внедрения процедуры оценки фактического воздействия  нормативно-правовых актов.

Специалисты отметили, что Указ Президента Российской Федерации  от 7 мая 2012 г. № 601 «Об  основных направлениях совершенствования системы государственного управления» стал основой для внедрения ОРВ в российских регионах, а дополнительным стимулом к повышению эффективности ОРВ стали рейтинги регионов. Виталий Злобин упомянул о новой методике рейтинга регионов. «Мы отдали приоритет проведению ОРВ в органах законодательной власти, централизованному размещению информации о процедуре в регионах и устранению разночтений при подсчете рейтинга», - сказал эксперт, добавив, что важнейшим моментом является создание обмена лучшими практиками между субъектами. Также были добавлены разделы, которых не было в предыдущей методике, - результативность экспертизы НПА и проведение ОРВ в административных центрах субъектов, резюмировал специалист.

«Чтобы связывать все процессы деятельности, информационная система ОРВ состоит из четырех частей, - сообщил Злобин. - Первая - regulation.gov.ru - федеральная площадка для организации процедуры ОРВ и проведения ПК. Вторая - orv.gov.ru - главный информационный ресурс об ОРВ. Третья - это интерактивное приложение, то есть внутренний учет, систематизация и статистика по ОРВ, а четвертая - региональные порталы по ОРВ, функциональные ресурсы для проведения оценки в субъектах». По мнению специалиста, такая единая система – новшество в информационных системах, такого больше нигде нет.

Руководитель Экспертного центра при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович полагает, что большая часть всех законодательных инициатив проходит мимо процедуры ОРВ. «Даже если формально законодательный акт запущен в процедуру, параллельно идет работа по его доработке и изменению. В результате мы получаем законодательный акт, на который сама процедура никакого воздействия не имеет», - сообщила специалист. По ее мнению, это основная проблема отрасли, решение которой заключается в создании консолидированной позиции. «Есть несколько пунктов, которые в этом помогут, - считает Алехнович. - Во-первых, к законодательным актам обязательно должно прикладываться корректное финансовое экономическое обоснование последствий для бюджета и корпоративного сектора». Во-вторых, необходимо принять пакетный принцип внесения законодательных инициатив хотя бы по ключевым видам государственного регулирования, отметила эксперт. В-третьих, нужно внести изменение в регламент Государственной Думы, в котором необходимо зафиксировать, что любая законодательная инициатива должна проходить ОРВ. Без этих ключевых моментов эффективность процедуры не повысится, уверена Алехнович.

По итогам мероприятия Аналитическим центром будут сформированы предложения и рекомендации по совершенствованию документов, регламентирующих процедуру ОРВ, и направлены в Аппарат Правительства и Минэкономразвития России.

Программа

Список участников

Презентации:

В.Маслаков. О системно-структурных и методологических резервах качества оценок регулирующего и фактического воздействия

Т.Радченко. Об эффективности применения ОРВ на федеральном уровне

Т.Радченко. Результаты опроса регионов об эффективности инструмента ОРВ для целей государственной политики и о некоторых проблемах его внедрения