Нормативное подушевое финансирование: новый механизм системы дополнительного образования детей

28 августа 2015

Эксперты Аналитического центра предлагают ключевые подходы к внедрению новых механизмов финансирования системы дополнительного образования детей.

В России планируется переход системы дополнительного образования детей (музыкальных, спортивных школ, домов творчества и т.д.) на новые механизмы финансирования. К ним будет применяться принцип нормативного подушевого финансирования (НПФ), который обеспечит для всех образовательных организаций примерно равные и прозрачные условия финансового обеспечения. Принцип НПФ уже действует в отношении дошкольного, школьного и профессионального образования: учебные заведения получают средства из расчета утвержденного норматива стоимости обучения одного воспитанника, помноженного на их численность.

Сложность процесса связана с тем, что конституционные гарантии общедоступности и бесплатности дополнительного образования детей отсутствуют, а полномочия по организации их предоставления закреплены за региональными органами власти и органами местного самоуправления. Вместе с тем существующая система дополнительного образования детей должна сохранять положительную динамику развития. По данным государственной статистики, за последние 3 года число государственных и муниципальных организаций дополнительного образования выросло на 28,5%, численность занимающихся в них детей и подростов – на 16,9%, а бюджетное финансирование увеличилось почти в 2 раза.

Эксперты видят очевидные сложности перехода на НПФ в наличии большого разнообразия образовательных программ. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содержание и сроки обучения в организациях устанавливаются образовательными программами, разработанным и утвержденными самими организациями. Учитывая, что в настоящее время таких организаций (государственных и муниципальных) в стране насчитывается чуть более 8 тысяч и посещают их около 8 миллионов детей, разработать и утвердить соответствующие государственные образовательные требования или стандарты по каждой образовательной программе практически невозможно.

Для эффективного перехода системы дополнительного образования детей на новые механизмы финансирования эксперты Аналитического центра предлагают закрепить за регионами право на формирование механизмов финансирования. Вместе с тем специалисты полагают, что финансирование обязательно должно осуществляться на конкурсной основе в соответствии с региональными нормативами финансирования. Их предлагается формировать по укрупненным направлениям дополнительных общеобразовательных программ разной направленности, по которым осуществляют свою деятельность научно-технические, физкультурно-спортивные, художественно-эстетические, туристско-краеведческие, эколого-биологические, социально-педагогические, естественнонаучные, военно-патриотические, интеллектуально-познавательные и другие организации.

По мнению экспертов, система финансирования может быть сформирована с учетом разрабатываемой системы учета контингента (по образу «Электронной очереди в детский сад»), которая должна иметь возможность формирования заказа от детей и родителей, в том числе с учетом возможностей оперативной «замены» (т.е. передачи бюджетных мест от детей, не посещающих занятия, детям, желающими их посещать).

Кроме того, эксперты Аналитического центра предлагают закрепить право формирования «модельной» методики (общих подходов) по разработке нормативов финансирования по укрупненным направлениям дополнительных общеобразовательных программ для детей за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере образования. Такая модель предусматривает возможность развития негосударственного сектора (его равных возможностей), а также прозрачных условий финансового обеспечения.

Также предлагаемые изменения должны закрепить право федеральных государственных органов обеспечивать дополнительное образование детей в федеральных государственных образовательных организациях. Сегодня это право не определено.