Круглый стол "Перспективы и стратегии развития среднего профессионального образования в России: опыт WorldSkills Russia"

18 сентября 2013

Эксперты собрались на круглом столе, чтобы обсудить опыт участия России в WorldSkills International (WSI). WSI – это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение статуса профессионального образования и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. Основной вид деятельности WSI – организация конкурсов профессионального мастерства WorldSkills. В 2012 году Россия стала 60?й страной, вступившей в WSI. С тех пор движение WorldSkills Russia охватило 44 региона РФ. Участие в мероприятиях, проводимых под его эгидой, приняли около 30 тысяч учащихся, для которых данная программа стала путевкой в жизнь.

Для российской системы среднего образования это очень важное начинание, поскольку одной из самых актуальных ее проблем является низкая конкурентоспособность выпускников учреждений СПО на рынке труда. Во многом это обусловлено несоответствием действующих профессиональных стандартов подготовки учащихся актуальным запросам рынка. "Текущие стандарты устарели, они описывают невостребованные профессии, а современных профессий, на которые есть спрос, в них нет", – пояснил технический делегат от РФ в WorldSkills International Павел Черных. Пересмотр профессиональных стандартов с учетом требований WSI способен, по мнению участников круглого стола, существенно улучшить ситуацию.

Для обучения многим новым специальностям потребуется дорогостоящее оборудование, которого у подавляющего большинства учреждений СПО нет. Решить проблему эксперты предложили с помощью государственно-частного партнерства, ужесточив при этом контроль деятельности учебных центров, чтобы не допустить использование данного оборудования в коммерческих целях.

А вот в вопросе о том, где взять специалистов, способных учить работать с новым оборудованием, участники круглого стола к единому мнению прийти не смогли. Одни предлагали бороться с дефицитом инженерно-преподавательских кадров значительным повышением заработной платы и привлечением профессионалов с производства. Другие парировали, что простое "вливание" денег проблему не решит и сначала необходимо провести работу с учреждениями, занимающимися подготовкой педагогов.