Круглый стол "Бюджетная поддержка развития региональной авиации в России: проблемы и перспективы"

16 сентября 2013

В Аналитическом центре прошел круглый стол "Бюджетная поддержка развития региональной авиации в России: проблемы и перспективы". В мероприятии приняли участие представители Минтранспорта и Минэкономразвития России, исследовательских центров и бизнес-структур.

"Авиация в России – заложник экономической модели, когда львиная доля экономической активности сконцентрирована в одном месте", – сказал ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ГУ-ВШЭ Федор Борисов. Поскольку подавляющее большинство полетов внутри страны осуществляется через Москву и Санкт-Петербург, региональная авиация – проект во многом социальный. Но при этом, как отметил первый заместитель руководителя Аналитического центра Владислав Онищенко, "проблему поддержки региональной авиации лучше решать за счет мер экономического стимулирования, а не путем социальных льгот".

Куда и как лучше направить бюджетные средства, чтобы получить максимальную отдачу? Что нужно делать в первую очередь: поддерживать социально незащищенные категории пассажиров, субсидировать "раскатку" новых маршрутов, помогать аэропортам или возмещать часть затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда? Участники круглого стола предлагали разные варианты расстановки приоритетов.

Обсуждались и другие возможные меры господдержки. Одни советовали с помощью административного рычага обязать крупных авиаперевозчиков включать в свои программы региональный сегмент, сделав его наличие обязательным условиям для получения лицензии на международные полеты. Другие, наоборот, призывали снять административные барьеры и открыть "международку" для всех компаний, что естественным образом активизирует развитие "регионалки".

Следующим этапом должно стать запланированное на ноябрь обсуждение переработки госпрограммы "Развитие транспортной системы" и входящей в нее подпрограммы "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание" в соответствии с новыми объемами финансирования и новыми правилами, которые закладываются в федеральный бюджет на 2014-2016 гг.