42% респондентов считают конкуренцию полезной для развития бизнеса

6 июля 2015

Эксперты Аналитического центра подготовили второй ежегодный аналитический доклад об оценке состояния конкурентной среды в России. Опрос 650 представителей российского бизнеса относительно общего состояния конкуренции и конкурентной среды проводился совместно Аналитическим центром и ТПП России с 3 марта по 15 апреля 2015 года.

Согласно полученным оценкам, бизнес оценивает уровень конкуренции в российской экономике как умеренный – в среднем 53%, что заметно ниже прошлогоднего уровня – 70%, отметается в докладе. Кроме того, с 5% в 2014 году до 21% в 2015 году увеличилась доля тех, кто ощущает слабую конкуренцию или вовсе ее отсутствие.

По приведенным данным, 42% респондентов считают конкуренцию полезной для развития бизнеса. «Примечательно, что полезность конкуренции отмечал тот бизнес, который интенсивно конкурирует на своем рынке. Тем не менее 18% респондентов все же уверены, что конкуренция оказывает отрицательное влияние на бизнес», – пишут эксперты. По их словам, наиболее интенсивная конкуренция ощущается в секторах торговли, услуг, строительства, а также в пищевой промышленности, а более слабая – в сельском хозяйстве, металлургии, секторах производства машин и оборудования.

Опрос показал снижение числа конкурентов. Основные причины этого процесса бизнес видит в действиях органов власти: 58% респондентов указали на антиконкурентные действия со стороны органов власти, а 53% – на негативное влияние изменений нормативно-правовой базы. Эксперты отмечают, что снижение числа конкурентов в пищевой промышленности всеми респондентами объясняется уходом иностранных участников. Эту же причину назвали представители металлургии (33%), машиностроения (60%), торговли (10%) и сферы услуг (11%). Специалисты считают, что такие результаты отражают основные тенденции государственной политики в течение последнего года – импортозамещение и обеспечение продовольственной безопасности.

Ключевым барьером развития бизнеса является доступ к финансовым ресурсам: на него указали 52% респондентов, а более 40% опрошенных время от времени или постоянно испытывают на себе антиконкурентное давление со стороны доминирующего участника рынка.

«Намерения расширить бизнес стали менее распространенными: доля тех, кто не планирует выходить на новые рынки составила 27% против 21% годом ранее», – пишут авторы доклада. При этом наибольшую активность при расширении своего бизнеса намерены проявить представители металлургии, до 90% которых планируют выход на новые рынки. Представители сферы услуг стали проявлять меньшую заинтересованность в дальнейшем расширении бизнеса: доля тех, кто не намерен расширять свой бизнес, выросла с 19% в 2014 году до 30% в 2015 году. Заметно более уверенно относительно сбыта продукции стал себя чувствовать сельскохозяйственный сектор: 42% представителей сельского хозяйства уверены, что при росте цены на их продукцию на 10-15% им в любом случае удастся ее реализовать.

«Несмотря на то, что прослеживается динамика по сокращению интенсивности конкуренции, 95% бизнеса использовали как минимум один способ повышения конкурентоспособности их продукции в течение последних 3 лет. 7% опрошенных только сокращали затраты», – отмечают специалисты. Доля бизнеса, который не предпринимал никаких действий, существенно снизилась – с 14% в 2014 году до 5% в 2015 году. При этом наименьшую активность по всем способам повышения конкурентоспособности продукции проявляет сельскохозяйственный сектор: 26% вообще ничего не предпринимали, в то время как в среднем по выборке это значение составляет 5%.

Подробнее в докладе - «Оценка состояния конкурентной среды в России».

Доклад 2014 года.