России целесообразно использовать зарубежный опыт в сфере занятости населения

2 июля 2015

Эксперты Аналитического центра подготовили социальный бюллетень «Зарубежный опыт реализации активных программ содействия занятости населения в период международного финансового кризиса».

Эксперты пишут, что проведенный анализ показал значительное сходство мероприятий, используемых в рамках активных программ содействия занятости в ряде зарубежных стран (США, Канада, Германия) и в России в период международного финансового кризиса и в посткризисный период, а также эффективность этих мероприятий с позиций влияния на параметры национальных рынков труда, а также на иные макро- и социально-экономические характеристики (уровень бедности, социальная стабильность и пр.).

Специалисты отмечают, что наряду со сходством установлено применение в этих программах за рубежом целого ряда иных, не имеющих аналогов в отечественной практике, мероприятий. Среди них эксперты обозначили программы профессионального обучения и переобучения пожилых граждан, инвалидов, представителей коренных народов, программы льготного налогообложения населения и бизнеса, особенно малого и среднего, программы прямого государственного инвестирования, в том числе в социальную и транспортную инфраструктуры и программы кредитования бизнеса.

«Важно, что эти программы в зарубежных странах используются как инструменты не столько антикризисных, в том числе макроэкономических мер, сколько активных мер регулирования рынков труда», - уверены авторы бюллетеня. По их мнению, подобный подход представляется целесообразным использовать в России, в том числе при формировании мероприятий государственной программы «Содействие занятости населения» и аналогичных программ на уровне субъектов, а также в рамках дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынках труда субъектов Российской Федерации. Эксперты полагают, что расширение арсенала программ и обеспечение при этом комплексного, системного подхода будет способствовать повышению управляемости процессами обеспечения занятости и эффективности расходования средств бюджетной системы на указанные цели.

Целесообразно применять в отечественной практике также ряд подходов к реализации инвестиционных программ, используемых в качестве мероприятий активной политики занятости в зарубежных странах в кризисных условиях, считают специалисты. По их мнению, необходимы специализированные целевые инвестиционные программы, управляемые различными структурами, а уровень софинансирования инвестиционных проектов из государственного бюджета должен не превышать 75%. Также нужно использовать в качестве структур управления инвестиционными проектами специализированные фонды (государственные и негосударственные) и сочетать конкурсные и внеконкурсные принципы отбора инвестиционных проектов и их участников.

Подробнее в бюллетене - «Зарубежный опыт реализации активных программ содействия занятости населения в период международного финансового кризиса».

С другими выпусками бюллетеней по социальной проблематике можно ознакомиться в разделе Публикации.