В ближайшей перспективе электромобилям не удастся вытеснить с рынка традиционный транспорт

2 июля 2015

С момента изобретения в первой половине ХIХ века и до наших дней электромобили не раз достигали локальных успехов и, казалось, что автомобилестроение подошло к рубежу, после которого произойдет массовая электрификация дорожного транспорта. Но всякий раз технологическая эволюция делала свой выбор не в пользу электромобилей. Сегодня электромобили вновь переживают ренессанс, и им пророчат широкое распространение. Какие предпосылки и шансы на успех на сей раз?

Динамика распространения электромобилей в последние годы впечатляет. В 2014 году прирост их продаж составил 53%, а мировой автопарк пассажирских электромобилей насчитывает около 700 тысяч штук. Однако это всего лишь 0,08% от всего количества пассажирских автомобилей в мире, и темпы прироста продаж сокращаются: если в 2012 году они составляли 150%, то в 2013 – уже только 70%. В 2014 году только в 4 странах объемы продаж электромобилей превысили 1% – в Норвегии, Нидерландах, США и Швеции, где это тесно связано с мерами поддержки со стороны государства и объясняется еще и размером авторынка стран.

Норвежская программа стимулирования продаж электромобилей, действующая с 2012 года, особо примечательна. Покупатели электромобилей освобождены от дорожного налога и НДС, пользуются правом на бесплатную парковку, зарядку, пользование паромами, платными дорогами, мостами, туннелями  и др. Некоторые эксперты оценивают суммарные субсидии существенно выше стоимости самого электромобиля. Изначально программа рассчитывалась до 2018 года, но ее цели были достигнуты почти на 3 года раньше — весной 2015 года в Норвегии было зарегистрировано 50 тысяч электромобилей (около 2% автопарка страны). Противники программы указывают, что она ежегодно обходится бюджету в 3–4 млрд крон (400–533 млн долларов США) и субсидирует лиц с высоким уровнем доходов.

Всевозможное стимулирование рынка электромобилей происходит синхронно во многих странах мира. Страны-участницы межправительственной инициативы, посвященной распространению электромобилей – Electric Vehicles Initiative, надеются суммарно нарастить парк электромобилей и подключаемых гибридов до 20 млн к 2020 году, что будет составлять около 2% от мирового автопарка

В Нидерландах программа симулирования продаж электромобилей раньше времени исчерпала свой бюджет. До 2014 года электромобили были полностью освобождены от регистрационного взноса и транспортного налога, а также имели ряд преимуществ и дотаций в определенных городах. В итоге, в 2013 году бюджет страны потратил 500 млн евро на поддержку электромобилей, увеличив их продажи до 22 тысяч штук в год. Частичная отмена субсидий сразу же отрицательно сказалась на продажах электромобилей, доля которых снизилась с 5,3% в 2013 году до 3,9% в 2014 году. Примеров падения продаж электромобилей после ослабления субсидий предостаточно и в других странах.

Существенная поддержка электромобилизации оказывается в США. Покупатель электромобиля имеет право на субсидию в виде налогового вычета, достигающего 10 тысяч долларов. Дополнительные стимулы в различных формах предоставляют и многие штаты. В 2011 году президент США обещал, что к 2015 году страна станет первым государством, по дорогам которого будет передвигаться миллион электромобилей. Однако к началу текущего года их количество немногим превышало 270 тысяч. Но политика в сфере электромобилестроения в США больше примечательна тем, что государство оказывает особую поддержку производителям. Так, в 2009 году было объявлено о выделении 2,4 млрд долларов на производство батарей и необходимых компонентов, которые позволят увеличить их емкость и снизить себестоимость, производство других комплектующих, на создание инфраструктуры для зарядки, подготовку квалифицированных кадров и многое другое. С учетом помощи, оказываемой правительствами некоторых штатов, и других механизмов производители получили гораздо более масштабную поддержку от государства. По некоторым оценкам, только компания Tesla получила 2,4 млрд долларов.

Особенность сегодняшней ситуации в том, что всевозможное стимулирование рынка электромобилей происходит синхронно во многих странах мира. Межправительственная инициатива, посвященная распространению электромобилей – Electric Vehicles Initiative (EVI) – включает 17 стран-участниц, 8 из которых входят в десятку стран, обладающих наибольшей емкостью авторынка. Страны-участницы EVI надеются суммарно нарастить парк электромобилей и подключаемых гибридов до 20 миллионов к 2020 году, что будет составлять около 2% от мирового автопарка. Говорить о невозможности достижения поставленной цели не приходится, если учитывать последние успехи в преодолении различных ограничений распространения электромобилей.

Инфраструктура для зарядки электромобилей с каждым годом становится все более доступной. Если в 2012 году по всему миру насчитывалось 46 тысяч «медленных» станций зарядки, то в 2014 году их число выросло до 94 тысяч, а число «быстрых» зарядных станций (CHAdeMo и SuperCharger) в тот же период возросло с 1,9 до 15 тысяч.

Возможности наращивания генерирующих мощностей также особых опасений не вызывают. С учетом того, что расход электроэнергии на 1 км пробега легкового электромобиля сегодня составляет 0,16–0,28 кВт·ч, то замена 2% автопарка легковых автомобилей потребует увеличить мировую выработку электроэнергии на 0,3%. Однако высокая концентрация числа электромобилей в крупных городах может создать временные локальные проблемы из-за высокой нагрузки на электрические сети. Важным фактором, ограничивающим распространение электромобилей, является источник генерации электроэнергии для них. Если в Швеции и Норвегии 98% выработки электроэнергии обеспечивают ВИЭ и АЭС, то целесообразность стимулирования замены автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на электромобили, например, в Китае, где преобладает угольная генерация, может вызвать сомнение, если не будет осуществляться должного контроля.

Проблему относительно высокой стоимости электромобилей тоже удается постепенно решать благодаря активным научным исследованиям и эффекту масштаба. Особых успехов удалось достигнуть в снижении стоимости электробатарей, которая является наиболее дорогой составляющей электромобиля. С 2007 года стоимость литий-ионных батарей для производителей электромобилей снизилась с 1000 до 300 долларов за 1 кВт·ч. До недавнего времени считалось, что электромобили смогут на равных конкурировать с автомобилями, использующими бензин и дизельное топливо, если стоимость батарей упадет до 150 долларов за 1 кВт·ч. Дальнейшую динамику стоимости батарей однозначно предсказать сложно и тут дело не только в успехах науки, которые в последние годы превзошли все ожидания, но еще и в доступности дешевого сырья. Распространение электромобилей вполне может спровоцировать рост цен на литий, никель, кобальт и ряд других металлов, что обернется дополнительными издержками. Эксперты видят и другие факторы, осложняющие развитие электромобилей, например повышение топливной экономичности автотранспорта, ежегодно растущей на 2,6% в последние 10 лет. Специалисты предвидят, что сдерживающий эффект на повышение конкурентоспособности электромобилей окажет и недавнее падение цен на нефть, сильно снизившее цену углеводородного топлива по всему миру.

По оценкам МЭА, число электромобилей к 2025 году может достигнуть 80 млн штук. Однако согласно основному сценарию долгосрочного прогноза развития энергетики, в перспективе до 2040 года человечество так и не достигнет пика потребления нефти и говорить о скором отказе от традиционного транспорта с двигателями внутреннего сгорания преждевременно.

Материал подготовлен на основе Энергобюллетеня №25 «В поисках новых ресурсов».