Налог на финансовый результат восстановит добычу в Западной Сибири

23 июня 2015

В Аналитическом центре состоялся круглый стол «Проблемы и перспективы введения налога на финансовый результат в нефтяной отрасли», в ходе которого эксперты обсудили альтернативные схемы реформирования налогообложения нефтяной отрасли, а именно сохранение НДПИ, переход на НФР/НДД, комбинированную систему, а также рассмотрели механизмы, процедуры и сроки перевода отрасли на новую систему налогообложения.

Заместитель директора Департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго России Андрей Терешок отметил, что работа по совершенствованию налоговой системы ведется достаточно давно, уже есть несколько завершенных этапов, один из которых – налоговый маневр. «Он предусматривал перераспределение между собой ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и соответственно изменение ставки НДПИ на нефть», - сообщил специалист. Также Терешок обозначил цели налогового маневра, среди которых – создание дополнительных стимулов в секторе добычи, стимулирование глубокой переработки, снижение неэффективной переработки и субсидий неэффективных нефтеперерабатывающих заводов. «Мониторинг показал, что почти все цели были достигнуты, - сказал Терешок. - Налоговый маневр свою задачу выполнил, но есть недоработки, касающиеся поддержания добычи на действующих месторождениях». По его словам, негативным моментом является падение добычи в Западной Сибири. «Налоговый маневр должен был поддержать добычу, но в настоящее время налоговая нагрузка на традиционные месторождения возросла. Поэтому наша задача сформировать условия для поддержания добычи в Западной Сибири», - полагает специалист. Налог на финансовый результат (НФР) - ключевая новация, которая поможет добиться поставленной цели, считает Терешок. Сформировано 16 пилотных проектов, которые будут переходить на НФР. Дополнительно рассматриваются пилотные проекты независимых нефтяных компаний, добавил Терешок.

Директор по развитию бизнеса VYGON Consulting Антон Рубцов полагает, что в настоящий момент отсутствуют критерии и прозрачный механизм отбора пилотных проектов, а также нет четкой концепции перехода на НФР для всей отрасли после тестирования на пилотах. По мнению специалиста, необходимо проанализировать последствия разных вариантов НФР и НДД на бюджет, отдельные группы месторождений и компании. «Также нужно использовать систему государственной экспертизы проектных документов для отбора пилотов и анализа эффективности НФР в рамках мониторинга, вводить НФР для всех браунфилдов, постепенно увеличивая ставку, заменяя им НДПИ и ЭП, разработать параметры НДД и ввести для гринфилдов», - считает Рубцов.

Руководитель Центра мониторинга и экспертиз Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Артем Плаксин полагает, что инвестиции способны обеспечить качественный экономический рост, поэтому предлагаемая реформа системы налогообложения должна обеспечить как наиболее благоприятные условия для экономически нерентабельных на сегодняшний день запасов, так и стабильность государственных финансов. «Основной проблемой в отрасли является отсутствие альтернатив, поскольку действующая система льгот не только неэффективна с точки зрения качества государственного правления, но и бесперспективна», - считает эксперт. Также Плаксин отметил, что бизнес не верит в реформы, в том числе из-за отсутствия политической воли.

Программа

Список участников