Для российского образования важна система управления финансовыми потоками

23 июня 2015

Эксперты Аналитического центра рассмотрели применяемые в различных странах мира системы финансирования образования и пришли к выводу, что важнейшим вопросом российского образования в настоящее время является не столько его финансирование, сколько вопрос эффективности использования и привлечения новых финансовых ресурсов.

Образование – важнейший механизм развития человеческого потенциала любой страны: это база для научно-технических инноваций, повышения производительности труда, статуса страны на международной арене. Считается, что уровень развития образования и образованности населения страны напрямую связан с количеством средств, вложенных в систему образования. Экперты решили разобраться, является ли финансовый тренд основным в современной системе образования.

В России объем бюджетных расходов на систему образования за последнее десятилетие увеличился в 3,7 раза. Ежегодно эти расходы в среднем увеличиваются на 200 млрд рублей. Уровень расходов на образование по отношению к ВВП за 2014 год составил 4,28%. Однако по такому показателю как расходы на образование на одного студента Россия уступает общепризнанным мировым образовательным державам. Тем не менее, при сравнительно невысоких расходах Россия характеризуется самым высоким в мире уровнем охвата населения образованием – до 54% (в Канаде – 51%, США – 42%, Великобритании – 41%, а в Китае – всего 4%). И его важнейшими характеристиками по-прежнему остаются бесплатность и доступность.

В механизме финансирования системы образования, который используется в России, эксперты видят ряд возможностей, которые могут быть удачно использованы для решения проблем в посткризисной социально-экономической ситуации. Одна из таких возможностей – привлечение частных источников. Опыт зарубежных стран – Канады, США, Чили, Японии – свидетельствует о высоком потенциале такого подхода. Также эксперты видят возможности для России в привлечении в отчественные вузы иностранных студентов, в первую очередь из стран Восточной и Юго-Восточной Азии, где наблюдается рост числа студентов, получивших образование за рубежом.

Однако наиболее важным вопросом эксперты признают эффективность расходования бюджетных средств. Внимание требует не столько финансирование, сколько эффективное использование финансовых ресурсов, их умелое распределение и использование, то есть система управления финансовыми потоками.

Статья экспертов Аналитического центра Татьяны Южаковой и Инны Каракчиевой по этому вопросу опубликована в «Международном журнале прикладных и фундаментальных исследований», №7 за 2015 год.

Читайте также:

28.05.2015 - Эксперты обсудили, каким должно быть инновационное образование

26.05.2015 - Эксперты: Вопрос о доступности образования нужно решать с учетом демографической политики

19.05.2015 - Сингапур и Южная Корея готовы поделиться с Россией опытом развития сферы высшего образования

30.03.2015 - Финансирование системы образования России

16.03.2015 - Механизмы лицензирования и аккредитации в госрегулировании образования