Необходим единый механизм эффективного расходования бюджетных средств

5 июня 2015

Аналитический центр совместно с НП «Национальное объединение технологического и ценового аудита» провели всероссийское совещание «Банковское сопровождение государственных контрактов и технологический и ценовой аудит. Пересечения. Проблемы регулирования».

В ходе дискуссии эксперты обсудили вопросы, связанные с банковским сопровождением как необходимым условием повышения эффективности исполнения государственных контрактов. Также специалисты рассмотрели стандарт проведения публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием.

«Банковское сопровождение контрактов, технологический и ценовой аудит - это два механизма эффективного расходования бюджетных средств, - сказала, открывая мероприятие, начальник Управления правовой экспертизы Аналитического центра Марина Лабозина. - С учетом сегодняшнего правового регулирования эти механизмы имеют и положительные, и отрицательные стороны». По ее словам, цель банковского сопровождения заключается в повышении уровня конкуренции и открытости финансовых операций, проводимых при исполнении контракта. Главную проблему эксперт видит в том, что банковское сопровождение доступно только для контрактов с ценой более 10 млрд рублей. «Говоря о технологическом и ценовом аудите, мы подразумеваем повышение эффективности использования бюджетных средств и конкурентоспособности производства, снижение стоимости проекта и сокращение сроков строительства», - сообщила Лабозина. Главный недостаток технологического и ценового аудита заключается в отсутствии должного законодательного регулирования, отметила эксперт. По ее мнению, необходимо создавать единый механизм эффективного расходования бюджетных средств.

Вице-президент ОАО «Банк Москвы» Светлана Толкачева рассказала о банковском сопровождении контрактов. «Та нормативная база, которая есть для банковского сопровождения контрактов, не входит в федеральное законодательство», - сообщила Толкачева. В статье 35 Федерального закона от 22.03.2014 № 44-ФЗ и Постановлении Правительства Российской Федерации от 20.09.2014 № 963 устанавливаются два вида сопровождения – простое и расширенное, включающее контроль целевого использования и документальный контроль. «При этом не все субъекты исполняют эти документы, так как постановление № 963 не является обязательным», - отметила эксперт, добавив, что сопровождение должно быть одного вида. Также Толкачева предложила внести изменения в данное постановление, а именно расширить перечень критериев отбора банков, осуществляющих банковское сопровождение, и установить критерии материальности и количество уровней кооперации, контролируемых банком.

Член Правления НП «Национальное объединение технологического и ценового аудита» Борис Ярышевский напомнил, что в мае 2015 года был утвержден внутренний стандарт проведения технологического и ценового аудита для членов некоммерческого партнерства. По его словам, аудит проводится независимой организацией на 4 этапах: обоснование инвестиций, проектно-изыскательская документация, сопровождение строительства и сдача в эксплуатацию, эксплуатация. «На каждом этапе предмет аудита меняется, - сказал эксперт. - На первом - целесообразность реализации проекта, на втором - оптимизация проектных решений, на третьем - контроль над расходованием средств, а на четвертом - проверка достижения целей и плановых показателей». Также Ярышевский отметил, что существуют отраслевые особенности проведения аудита и принятия решений в зависимости от того, кто выступает его заказчиком.

Также в рамках мероприятия эксперты провели анализ практики банковского сопровождения, технологического и ценового аудита.

Программа

Список участников

Презентации:

Повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках инвестиционных проектов путем взаимодействия механизмов банковского сопровождения и технологического и ценового аудита

Опыт ОАО «Сбербанк России» по банковскому сопровождению проектов

Газпромбанк. Банковское сопровождение как необходимое условие повышения эффективности исполнения государственных контрактов

Банк Москвы. Банковское сопровождение как механизм повышения эффективности реализации инвестиционных проектов

Опыт компании ООО «ЭФ-Инжиниринг» по проведению технологического и ценового аудита в рамках банковского сопровождения инвестиционного проекта

Стандарт проведения публичного технологического и ценового аудита. Этап «Строительство и сдача в эксплуатацию»

Опыт технологического и ценового аудита на стадии строительства

Отчет по итогам круглого стола