Эксперты обсудили, каким должно быть инновационное образование

28 мая 2015

В Аналитическом центре состоялся круглый стол «Актуализация Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Заместитель руководителя Аналитического центра Михаил Прядильников напомнил, что в настоящее время Аналитический центр готовит предложения по доработке Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. «Состоялось несколько круглых столов, посвященных разным аспектам. Сегодня мы обсудим вопросы, касающиеся системы образования», - сказал эксперт.

Руководитель Центра анализа научных исследований и инноваций ГБНУ «Московский институт развития образования» Ольга Фиофанова считает необходимым сопоставить проектирование предложений в Стратегию с действующим законом «О Стратегическом планировании в Российской Федерации». «Статья 7 данного закона провозглашает принципы стратегического планирования, поэтому важно, чтобы они были учтены в документе. Поэтому наши предложения связаны с введением дополнительных показателей и индикаторов для оценки эффективности реализации стратегии», - сказала эксперт. К ним, например, относится показатель, связанный с долей обучающихся по программам дополнительного профессионального образования (ДПО), соответствующим требованиям профстандартов. «Необходимо проводить мониторинг эффективности действующих программ ДПО, тем более что в настоящее время разрабатывается концепция непрерывного образования взрослых», - полагает Фиофанова. Еще одно предложение эксперта связано с регулированием деятельности федеральных  инновационных площадок - а именно включения в Стратегию показателей их эффективности. «Этот показатель может быть связан с реализацией инновационных проектов в сетевой форме, - считает эксперт. – У нас классические механизмы поддержки инноваций связаны с бюджетно-кредитными отношениями и выделением субсидий, а такой механизм как сетевое партнерство мог бы стать хорошим регулятором институциональных отношений образовательных организаций».

Директор Дома научно-технического творчества молодежи города Москвы Александр Леонтович предложил внести несколько пунктов в корректировку плана мероприятий по реализации Стратегии. «Нужно совершенствовать механизмы финансирования дополнительных общеразвивающих программ в области науки и техники, в том числе за счет смешанного финансирования, то есть за счет средств бюджета и родителей, - сказал эксперт. – Также необходимо развитие национальной системы научно-практических конференций и конкурсов исследовательских и проектных работ школьников».

Председатель Правления Ассоциации «Инновационное развитие и сотрудничество в образовании» Марина Половкова полагает, что условия для настоящей, массовой инновационности пока не созданы. «Отсутствие необходимой и достаточной инновационной инфраструктуры приводит к фальсификации заявленного направления в развитии образования. Достаточной инфраструктуры в России пока нет, поэтому для актуализации Стратегии необходима ее разработка», - резюмировала эксперт.

В ходе дискуссии также была затронута тема развития экспериментального и интегрированного образования. «Есть разные понимания сущности инновационного образования и того, что должно быть включено в Стратегию», - отметил ведущий научный сотрудник Научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики НИУ ВШЭ Сергей Заир-Бек. Документ был сформирован в 2011 году, когда было другое понимание развития экономики и социальной сферы, поэтому главная задача на сегодняшний день - выработать единое «понятийное поле», полагает эксперт.

Программа

Список участников

Отчет по итогам круглого стола