В Аналитическом центре подвели итоги экспертного опроса по сегменту ИТ и Интернета

27 мая 2015

Аналитический центр провел экспертный опрос руководителей ассоциаций отрасли информационных технологий и Интернета и ведущих ИТ и Интернет-компаний о состоянии отраслевого рынка и влиянии на него девальвации рубля и экономических санкций.

Целью опроса было формирование предварительного экспертного консенсуса о результатах 4-го  квартала 2014 и 1-го квартала 2015 года до публикации официальных результатов этих периодов. В сектор ИТ Аналитический центр включает продажу цифрового оборудования (исключая телекоммуникационное).

Экспертам было предложено анонимно ответить на две группы вопросов: относительно прогнозов по различным сегментам рынка ИТ и Интернета и оценок по эффектам девальвации российского рубля и экономических санкций.

В результате первой волны опроса, прошедшей с 24 по 29 апреля 2015 года, были получены следующие основные оценки ситуации:

  • несмотря на негативный прогноз по всем рынкам, занятость в секторе ИТ и Интернет продолжит незначительно увеличиваться;
  • во всех сегментах рынка ожидается спад деловой активности и выручки;
  • наиболее серьезно пострадают корпоративные бюджеты на ИТ (закупки компьютерной техники и развертывание корпоративных информационных систем) и медийная интернет-реклама (баннеры, спецпроекты и другая реклама визуального и имиджевого характера);
  • девальвация рубля приведет к значительному сокращению импорта ИТ-продуктов, но не к значительному росту экспорта ИТ-услуг;
  • эффект и от экономических санкций, и от девальвации рубля для экспорта ИТ и Интернета был незначительным, но на импорт ИТ девальвация повлияла существенно.

Эксперты Аналитического центра следующим образом прокомментировали полученные результаты (для большей наглядности предлагаем сверяться с таблицей).

Рост занятости связан с тем, что значительная часть сектора ИТ и Интернета представлена удаленными работниками, фрилансерами и другими категориями самозанятого населения. По оценкам РАЭК и ВШЭ, общая занятость только в секторе Интернета за 2014 г. выросла на 100 тыс. чел. до 1,2 млн чел., еще до 1 млн чел. занято в секторе разработки программных продуктов и ИТ-услуг. Источником роста является также и спрос со стороны международного рынка, который растет на фоне бума инвестиций в ИТ и Интернет-компании в странах ОЭСР и Юго-Восточной Азии и который делает труд отечественных экспортеров ИТ-услуг более востребованным.

Контекстная Интернет-реклама (АКАР - 65,5 млрд руб. в 2014 г.) в основном поставляется крупнейшими поисковыми порталами (Яндекс и Mail.ru), а востребована малым и средним бизнесом, по преимуществу из секторов розничной торговли и услуг. Этот сектор все более зависим от эффективной поисковой рекламы и не может себе позволить сокращать расходы на рекламу, так как это неизбежно приводит к снижению его выручки. Спад или рост в этом секторе будет движим состоянием этих секторов экономики. Значительная часть опрошенных экспертов, напротив, прогнозирует умеренный и даже сильный рост в этом секторе. Медийная реклама (АКАР - 19,1 млрд руб. в 2014 г.), напротив, связана с крупнейшими рекламодателями, чьи рекламные бюджеты испытали резкое сокращение. Ее сокращение наиболее болезненно ударит по контентным Интернет-компаниям, являющимся ее основными площадками.

Падение оборотов отечественной Интернет-торговли (РАЭК - 645 млрд руб. в 2014 г.) связано с падением покупательной способности населения, в том числе за счет удорожания импортных товаров. Так как внезапная девальвация рубля в конце 2014 г. привела к покупательскому ажиотажу накануне нового 2015 года, то за счет этого наблюдалась очень резкий спад на интервале 4 квартала 2014 года – 1 квартал 2015 года. Трансграничная электронная торговля (РАЭК - 85 млрд руб. в 2014 г.) также испытывает на себе сокращение покупательской способности населения и девальвации российского рубля.

Корпоративные бюджеты на ИТ формируются в зависимости от текущих доходов, поэтому общее падение ВНП приведет к их сокращению, в особенности это падение заденет топливно-энергетический сектор и другие сектора, пострадавшие от сокращения мировых цен на их продукцию. За счет этого падение корпоративных ИТ-бюджетов будет значительным. Внутренний спрос на программное обеспечение (IDC 2014 - 157 млрд руб. в 2014 г.), в отличие от поставок оборудования, движим необходимостью текущего обновления корпоративных ИТ-систем и перехода к новым технологиям и бизнес-процессам. Основные драйверы здесь – облачные технологии и «большие данные» (IDC 2014 г.). Внутренний спрос на ИТ-услуги (IDC 2014 - 253 млрд руб. в 2014 г.) связан с поддержанием существующих систем и внедрением новых. Поддержание существующих систем является необходимым расходом, а внедрение новых – чаще опциональным, поэтому новые поставки испытают наибольшее сокращение, но в целом этот сегмент пострадает не так серьезно. Самый серьезный удар по расходам на ИТ нанесет девальвация рубля, так как капиталоемкие закупки оборудования (IDC – 674 млрд руб. в 2014 г.) будут сокращены или заморожены до стабилизации валютного рынка.

Экспорт ИТ-услуг из России (Руссофт - 5,7 млрд долл. в 2014 г.) исторически сосредоточен в сегментах, которые не чувствительны к цене. Российские разработчики никогда не могли конкурировать по цене с крупными ИТ-аутсорсерами из Индии и Юго-Восточной Азии, и не обладают их массовостью (десятки тысяч занятых). Выйти на рынки низшего ценового диапазона и эффективно реализовать ценовое преимущество даже когда оно создается за счет девальвации, для них сложно. Быстро выиграть по цене могут только самозанятые контракторы-фрилансеры, но объем этого сектора неизвестен. За счет этого эксперты разошлись во мнениях почти поровну, и перевес мнения о минимальном влиянии девальвации получен минимальным числом голосов.

Санкционные нормы США и ЕС составлены сознательно нечетко и с большими дискреционными полномочиями исполнительной власти по любому из отдельно взятых случаев. Ряд клиентов отказались от услуг поставщиков ИТ-услуг из России из соображений сокращения регуляторного риска на случайную ошибку или будущее отрицательное мнение санкционных властей. Некоторые эксперты имели дело с такими ситуациями, некоторые – нет. За счет этого полная картина от эффекта санкций еще не сложилась. Поэтому часть экспертов считает, что эффект от санкций был выше, чем от падения рубля, часть – наоборот.

Эксперты единодушны во мнениях, что импорт ИТ-продуктов пострадает от девальвации. Эффект санкций на импорт ИТ-оборудования они уверенно оценивают, как незначительный. Несмотря на то, что экспортный контроль затрагивает поставки для части российских заказчиков в том числе и ИТ-продукции, на практике в этот период частично шло исполнение досанкционных контрактов, частично новые контракты не заключались по сугубо экономическим причинам (в первую очередь уже упомянутая девальвация рубля).