Эксперты: Вопрос о доступности образования нужно решать с учетом демографической политики

26 мая 2015

Эксперты Аналитического центра Татьяна Южакова и Инна Каракчиева опубликовали статью, в которой представили информацию о динамике и прогнозе численности населения России, охваченного системой образования. Эксперты полагают, что стратегические решения государственной политики в сфере образования должны учитывать прогнозируемую потребность отрасли.

Роль населения в социально-экономическом развитии страны неоспорима, и демографический фактор является базовым при разработке стратегии социально-экономического развития России, пишут эксперты. Население одновременно и производит, и потребляет образовательные услуги, и для прогнозирования ситуации в этой сфере важна не только реальная численность населения, но и ее динамика под влиянием различных факторов - естественного движения населения, социально-экономических и природных факторов.

Знание темпов изменения численности населения (по полу, возрасту) является основой для прогнозирования рынка образовательных услуг и определения предполагаемых масштабов соответствующих видов деятельности. В России за период с 2010 по 2015 годы отмечается рост численности населения. На начало 2015 года показатель составил около 146,3 млн человек (2010 г. – 142,9 млн человек). Прирост населения обусловлен не только естественной прибылью и миграцией, но и тем, что с 2014 года статистика учитывает население Республики Крым и города Севастополя – а это еще 2,294 млн человек по состоянию на 1 января 2015 года. Однако, напоминают эксперты, в соответствии с имеющимися прогнозами прирост численности населения России к 2025 году по всем трем вариантам прогноза уменьшается, и по самом пессимистичному сценарию с 2021 года будет вообще отрицательным.

При этом, продолжают эксперты, ежегодно система образования России охватывает около 30 млн человек (в среднем 19,81% от численности населения страны). Согласно прогнозам, одновременно со снижением общей численности населения уменьшится и число населения России, охваченного системой образования, достигнув к 2025 году значений 2011-2012 годов. В такой ситуации, пишут эксперты, необходима система государственных мер не только по обеспечению рабочими местами высвободившихся педагогических работников, но и зданий, помещений и сооружений организаций, предоставляющих образовательные услуги, то есть необходимо проведение корректировок в рамках действующих стратегических программ.

Демографическая политика, по мнению экспертов, должна быть согласована с другими сферами социальной политики - образованием, профессиональной подготовкой, занятостью, социальным обеспечением людей с ограниченными возможностями, пожилых и нетрудоспособных. Успешное решение проблем эксперты видят в повышении доступности дошкольного образования, снижении учебной нагрузки, формировании благоприятных условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, повышении роли дополнительного образования детей и др.

Подробности, в том числе статистические данные, – в статье «Влияние демографического фактора на показатель охвата населения системой образования России» на страницах «Вестника науки и образования».

Читайте также:

19.05.2015 - Сингапур и Южная Корея готовы поделиться с Россией опытом развития сферы высшего образования