Для развития рынка труда необходимы активные меры

14 мая 2015

Аналитический центр продолжает мониторить ситуацию с безработицей в России. «Даже при прогнозируемом сокращении ВВП от 3 до 5% уровень безработицы в 2015 году не превысит показатели кризисного 2009 года», - считает первый заместитель руководителя Аналитического центра Владислав Онищенко.

По оценкам Аналитического центра, общая численность безработных в 2015 году может достичь 6 млн человек. Однако, как говорит эксперт Аналитического центра Владимир Трубин, существует официальная и скрытая безработица, и это два принципиально разных явления. «Скрытая безработица существует и вне кризисов, в т.ч. как следствие низкой производительности труда, - объясняет Трубин. - Различаются эти формы и по последствиям, с точки зрения обязательств государства. Открытая безработица предполагает необходимость социальной поддержки со стороны государства, а скрытая безработица регулируется в основном на внутрипроизводственном уровне».

Меры, реализуемые в рамках программ содействия занятости населения, не оказывают определяющего влияния на состояние безработицы, в том числе в условиях кризиса. Основным направлением деятельности государственной службы занятости является осуществление пассивной политики – трудоустройство безработных, предоставление гражданам государственных услуг по профориентации, привлечение населения к временным и общественным работам. Такая политика, по мнению аналитиков, оправдана в качестве временной антикризисной меры. Однако ее долгосрочная реализация, характерная для России, чревата серьезными рисками с позиций мотивации к труду, повышению профессионально-квалификационного уровня, стимулирования роста производительности труда.

Эксперты Аналитического центра полагают целесообразным учитывать опыт стран ОЭСР, в которых значительно более активно, чем в России, финансируются мероприятия на рынке труда. Также, с их точки зрения, интерес представляет зарубежный опыт в части расширения перечня как пассивных, так и – в особенности – активных мер на рынке труда, а также внедрения механизма страхования от безработицы.