Водоканалы России: выживать или развиваться?

30 апреля 2015

Аналитический центр выступил партнером состоявшегося в Алуште III Всероссийского съезда водоканалов. В ходе заседаний был выявлен ряд проблем, которые делают невозможным устойчивое развитие водоснабжения. По мнению экспертов, сейчас перед водоканалами стоит один принципиальный вопрос – выживать или развиваться?

Все водоканалы, особенно малые и средние, испытывают общие трудности: низкое качество воды, неразвитость и импортозависимость технологий, изношенность основных фондов, дефицит квалифицированных кадров, недофинансированность отрасли. Какие есть возможности для преодоления этих трудностей? Кроме сокращения издержек (на 5-15%, чего явно недостаточно), возможен рост тарифов на воду и водоотведение, переход на единую технологию водоподготовки, что может быть интересным для инвесторов при объединении водоканалов, т.к. это будет более крупный проект, и собственно объединение.

В споре экспертов, к чему относятся водоканалы – к бизнесу или социальной сфере, победителей не оказалось. Вероятно, водоснабжение все-таки находится на стыке этих категорий, и здесь не обойтись ни без государственной политики, ни без частной инициативы.  По признанию заместителя директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России Дмитрия Вахрукова, государственная политика в этой сфере только формируется, в том числе благодаря введению Федерального закона РФ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», после принятия которого этот вопрос вышел с муниципального и регионального на государственный уровень. Сегодня сфера водоснабжения находится в ведении Минстроя России.

Тарифы на водоснабжение и водоотведение регулируются государством. По мнению экспертов, и это подтверждает практика Восточной Европы, которая пережила повышение тарифов, этот путь альтернативы не имеет. Дело в том, что никаких доходов, кроме платежей конечных потребителей, у водоканалов не существует, и найти инвестора, готового вкладываться в развитие водоканалов, в связи с этим достаточно проблематично – тарифы низки и не позволяют предприятиям отрасли выйти на безубыточный уровень. Эксперты полагают, что именно тарифный скачок позволит заработать другим инструментам развития, в том числе концессиям, упор на которые сегодня сделан государством и которые пробуксовывают в силу ряда причин.

Повышение тарифов – это не жадность, а здравый смысл, продиктованный заботой о потребителях. В противном случае, качество воды будет снижается, а сети ветшать. Мы выступаем за внедрение стандартизации, например, такой стандартной процедуры содержания сетей, как поверка

Елена Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения

«Повышение тарифов – это не жадность, а здравый смысл, продиктованный заботой о потребителях, - считает исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) Елена Довлатова. – Качество воды снижается, сети ветшают. Мы выступаем за внедрение стандартизации, например, такой стандартной процедуры содержания сетей, как поверка. Эти процедуры требуют затрат, и мы сейчас пытаемся определить, каких именно. 115 из 146 миллионов россиян обеспечено водопроводом и только 86,9 – канализацией. За литр воды мы платим в среднем по стране 2,34 копейки, за литр стока – 1,97 копеек. 318 миллиардов рублей – выручка водоканалов от основной деятельности при 900 миллиардах у организаций теплоснабжения, обслуживающих то же количество населения. Водоканалы находятся ниже точки окупаемости и имеют отрицательную рентабельность. В 2015 году правительство дало возможность повышения цен на воду на 10,5% при инфляции только за март 16,3%».

Государство уже сейчас субсидирует и будет субсидировать в дальнейшем затраты малообеспеченных граждан на коммунальные услуги. «Время для водоканалов сейчас бедственное и неприятное, и только повышение тарифов, а не концессии, могут спасти отрасль, - говорит председатель Комиссии по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ Общественной палаты Российской Федерации Игорь Шпектор. – 70% сетей как по подаче, так и по очистке воды требуют замены, поэтому повышение тарифов необходимо, но при этом бедные люди должны получать субсидии». Однако, по словам заместителя директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России Лидии Горячевой, система субсидирования населения неэффективна, так как незащищенные слои населения часто физически не в состоянии получить ее из-за бюрократических проволочек.

При этом Минстрой предлагает такой инструмент поддержки водоканалов как субсидирование процентных ставок по кредитам. Планируется также прямая господдержка водоканалов малых городов, помощь в создании инвестиционных программ.

Что же касается объединения водоканалов, то оно может стать привлекательным для инвесторов в силу укрупнения проектов. Примеры успешного объединения в Англии, Греции, Италии демонстрируют снижение совместных расходов на 20-45%. К сожалению, серьезным барьером на этом пути является сопротивление ряда муниципалитетов, не желающих терять контроль над МУПами. Кроме того, в условиях огромных пространств нашей страны объединение может быть и нецелесообразным, так как теряется управляемость (по опыту Краснодарского края), что размывает инвестиционную привлекательность проектов, особенно для крупных городов. «Надо создавать муниципальные объединения, и для этого должна быть воля региональных и муниципальных чиновников, - считает Елена Довлатова. – При этом нет одной таблетки от всех болезней – страна большая, и где-то надо объединяться, а где-то это нецелесообразно».

Особого внимания требуют новые субъекты Российской Федерации. В ходе съезда было заявлено, что Республика Крым станет экспериментальной площадкой по внедрению самых эффективных технологий водоснабжения и водоотведения. «Перед нами поставлена задача пройти пятилетку за год, - говорит генеральный директор ГУП РК «Вода Крыма» Александр Шептунов. - Сейчас в Крыму 19 водоканалов, они расположены неравномерно, отсутствует днепровская вода, север полуострова остался без мелиорации. Мы работаем над созданием единой схемы водоснабжения и водоотведения, которая позволит перенаправить источники в первую очередь для обеспечения населения питьевой водой».

РАВВ предлагает свою концепцию стратегии развития водопроводно-канализационного хозяйства Российской Федерации на долгосрочный период, в которой учтены все острые моменты.  Своей задачей водоканалы видят восстановление рентабельности через централизацию и укрупнение, выявление и тиражирование лучших практик, стандартизацию и бенчмаркинг. Надеются на импортозамещение и кадровую политику. И, конечно, на обоснованный рост тарифов.