Тарифы на транспортировку газа могут быть ниже и прозрачнее

27 апреля 2015

В Аналитическом центре состоялось экспертное обсуждение проблем тарификации транспортировки газа по магистральным газопроводам в России. Рассматривались возможности выравнивания внутрикорпоративных и регулируемых тарифов.

Сегодня в газотранспортной отрасли совмещается регулируемое тарифообразование для независимых участников рынка и не регулируемое для монополии ОАО «Газпром». И хотя все расчеты производятся в соответствии с законодательством и методикой, утвержденной ФСТ России еще в 2005 году, большинство экспертов полагают, что эти тарифы в современных реалиях могут считаться экономически обоснованными только с учетом ряда оговорок, и, возможно, потребуется внесение поправок в действующие законы.

«Нужно вести к тому, чтобы на внутреннем рынке действовал единый тариф, это важно для государства, - считает  начальник Управления по стратегическим исследованиям в энергетике Александр Курдин. – Возможно ли и целесообразно ли такое выравнивание или для этого придется реформировать всю отрасль?».

В начале круглого стола заместитель начальника Управления регулирования газовой и нефтяной отраслей ФСТ России Игорь Исаев подробно рассказал о принципах тарификации, а заместитель начальника Департамента экономической экспертизы, начальник Управления ценообразования ОАО «Газпром» Василий Смирнов – об используемой монополистом методике тарифообразования. «Подмена внутрисистемных тарифов регулируемыми и наоборот связана с рядом серьезных трудностей, - считает Смирнов. – Действующая система оптимальна и не приносит дополнительных преференций «Газпрому» как основному поставщику газа на внутренний рынок». По его мнению, наоборот, опосредованно происходит субсидирование независимых поставщиков газа.

Надо говорить о некой новой модели рынка, которая уже разрабатывается. Но пока этот процесс идет, имеет смысл поработать над прозрачностью используемой методики, что и делается сегодня в ФСТ

Максим Ротко, ведущий советник отдела налоговой и таможенно-тарифной политики в нефтегазовой отрасли Департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго России

Не согласился с этим директор Департамента планирования, управления эффективностью и развития газового бизнеса ОАО «НК «Роснефть» Олег Иванов. «Расчет тарифов делается в соответствии с законом, но насколько это законодательство стимулирует к развитию отрасль, которая сегодня находится в явной стагнации? – задается вопросом эксперт. – Тариф не стимулирует монополию уменьшать затраты. Необходимо совершенствовать законодательство в соответствии с текущими реалиями и в целях стимулирования роста прозрачности тарифообразования». По его мнению, в настоящее время значительная доля составляющих тарифа непрозрачна, а некоторые из них, как, например, учет инвестиционной деятельности, неправомерны.

В целом, по мнению экспертов, в отрасли сложилась ситуация несбалансированности и как следствие конфлитогенности между «Газпромом» и независимыми поставщиками. Поэтому тарификация требует большей открытости и пересмотра модели газового рынка. «Надо говорить о некой новой модели рынка, которая уже разрабатывается, - сообщил ведущий советник отдела налоговой и таможенно-тарифной политики в нефтегазовой отрасли Департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго России Максим Ротко. – Но пока этот процесс идет, имеет смысл поработать над прозрачностью используемой методики, что и делается сегодня в ФСТ».

Эксперты также обратили внимание на низкую транспарентность инвестиционной программы «Газпрома», необходимость внедрения долгосрочного тарифа и учета интересов независимых производителей, что особенно важно ввиду будущего создания единого рынка, когда после 2025 года на наш рынок придут производители других стран, например, Казахстана.

В целом достичь консолидированного экспертного мнения не удалось, и консультации будут продолжены.

Программа

Список участников

Читайте также:

18.03.2015 - Эксперты изучили модели ценообразования на газ в России

01.12.2014 - Эксперты обсудили проект генеральной схемы развития газовой отрасли

17.09.2014 - Применение рыночных механизмов ценообразования на газомоторное топливо: за и против