Регулирование тарифов на железнодорожные грузоперевозки: резервы эффективности

6 апреля 2015

Эксперты Управления по конкурентной политике изучили регулирование тарифов на железнодорожные грузоперевозки, рассмотрев основы тарифообразования на услуги грузовых железнодорожных перевозок и возможные направления их оптимизации.

Эксперты отмечают значительное увеличение роли железнодорожных грузовых перевозок в экономике России за последние четыре десятилетия: за период с 1970 по 2009 год их доля в общем объеме грузооборота страны (без учета трубопроводного транспорта) увеличилась с 70 до 85%. А величина транспортной составляющей в конечной цене продукции и доступность транспортной инфраструктуры являются существенными факторами конкурентоспособности отечественной продукции целого ряда отраслей.

Доля транспортной составляющей существенно разнится по отраслям и зависит от расстояния транспортировки. По данным РЖД, по основным перевозимым грузам размер транспортной составляющей в конечной цене продукции колеблется от 10 до 30%. Столь высокие показатели свидетельствуют о важности эффективной тарификации не только для транспортного сектора, но и для обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции в целом.

Авторы материала напоминают, что в рамках реформирования железнодорожного транспорта в России операторская деятельность была практически полностью выведена из РЖД и в настоящее время подавляющая часть грузовых перевозок осуществляется в частных вагонах. Плата за их аренду устанавливается собственниками подвижного состава в свободном режиме, а РЖД получает прибыль за использование инфраструктуры и предоставление локомотивной тяги по тарифам ФСТ России.

Высокая конкуренция со стороны других видов транспорта (прежде всего – автомобильного) приводит к оттоку высокодоходных грузов с железной дороги и замещению их низкодоходными. В годовом отчете РЖД за 2013 год указано, что 60,5% грузов, перевезенных по железной дороге в 2013 году, относились к категории низкодоходных, 27,2 % - к категории среднедоходных, и только 12,3% пришлось на категорию высокодоходных.

Эксперты говорят о наметившейся тенденции снижения эффективности железнодорожных перевозок. Причины кроются и в достижении предельных показателей пропускной способности на отдельных участках дорог, и в избытке вагонов. Однако основным фактором, мешающим нормальному развитию сектора грузоперевозок, эксперты называют непрозрачность принципов тарифообразования.

Использование множества поправочных коэффициентов затрудняет выявление закономерности установления тарифов, что повышает риск предоставления необоснованных преференций отдельным участникам перевозочного процесса. «С 2013 года организациям железнодорожного транспорта предоставлено право изменения уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках тарифного коридора, установленного ФСТ России в виде индексов к действующим тарифам Прейскуранта № 10-01 в границах от –12,8% до 13,4%», - пишут эксперты. При этом индекс изменения тарифов на грузовые перевозки устанавливается с учетом решений Правительства Российской Федерации о допустимом уровне индексации тарифов на данные услуги на соответствующий период регулирования и Прогноза социально-экономического развития Минэкономразвития России. Однако тарифы на железнодорожные грузоперевозки демонстрируют устойчивый рост и не снижались даже в кризис 2008–2009 годов. С 2002 по 2014 год тарифы выросли в 4,1 раза, в то время как цены производителей в секторе обрабатывающей промышленности за этот период увеличились в 3,7 раза, в секторе добычи полезных ископаемых — в 6,8 раза.

Авторы материала напоминают, что в 2013 году было объявлено о заморозке тарифов на газ, электричество и грузовые железнодорожные перевозки для промышленности на 2014 год, а в 2015–2016 годах тарифы должны были быть проиндексированы на уровень инфляции. «Увеличение транспортных расходов грузоотправителей создает ряд таких негативных эффектов для экономики, как повышение стоимости товаров на внутреннем рынке, снижение конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке, повышение инфляции», - говорится в бюллетене.

Для повышения эффективности сектора эксперты предлагают повысить прозрачность тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, не забывая при этом и о достижении необходимого уровня загрузки, и оптимизации логистики. По их мнению, поможет разрешить ситуацию и пересмотр методики построения грузового тарифа, а именно выделение в нем 3 составляющих – инфраструктурной, локомотивной и вагонной. Также необходима, по мнению аналитиков, систематизация поправок и изменений, вносимых в действующий Прейскурант № 10-01.  

Подробнее на страницах бюллетеня о развитии конкуренции № 10 «Регулирование тарифов на железнодорожные грузоперевозки: резервы эффективности».

С другими выпусками бюллетеней о развитии конкуренции можно ознакомиться в разделе Публикации.