Допуск к осуществлению образовательной деятельности в России представляет собой достаточно сложную процедуру

1 апреля 2015

В очередном выпуске бюллетеня о состоянии российского образования эксперты Аналитического центра подробно рассмотрели международные практики применения механизмов лицензирования и аккредитации, используемые для государственного регулирования в сфере образования.

Статистика образования за период с 2005 по 2014 годы показывает, что численность детей и молодежи, охваченных системой образования, в силу демографических причин снизилась на 10%. При этом объемы бюджетных расходов на систему образования в структуре консолидированного бюджета страны с учетом реализуемых социальных проектов и программ увеличились в 3,7 раза (с 0,8 трлн рублей в 2005 году до 3 трлн рублей в 2014 году) и ежегодно составляет около 11%. С такими показателями Россия занимает 98 место из 153 в рейтинге стран мира по уровню расходов на образование. Спрос на услуги коммерческого образования сокращается, однако требования к учебным заведениям остаются достаточно сложными, особенно в части получения доступа к осуществлению образовательной деятельности.

Эксперты напоминают, что в России сложилась система лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности, в которой на федеральном уровне нормативно-правовое регулирование осуществляется федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации и Минобрнауки, а ее практической реализацией занимается Рособрнадзор. На региональном уровне проводятся лицензирование и государственная аккредитация в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках полномочий, переданных субъектам Российской Федерации. Также действуют общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ в соответствии со статьей 96 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». При этом целью государственной аккредитации является подтверждение соответствия образовательной деятельности федеральным государственным образовательным стандартам.

Эксперты провели анализ механизмов лицензирования и аккредитации, используемых для государственного регулирования в сфере образования в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и пришли к выводу, что они во многом схожи с теми, которые применяются в России. Для 14 из 34 стран ОЭСР характерно прохождение процедуры лицензирования с получением единого обязательного документа, а самый приближенный к российским особенностям механизм допуска к осуществлению образовательной деятельности – в Южной Корее, где право на ведение образовательной деятельности предоставляется по образовательным программам, указанным в лицензии.

Допуск к образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом. Это может быть орган исполнительной власти страны, общественно-профессиональное сообщество или частная организация. При этом выделяется несколько видов допуска: лицензирование образовательной деятельности, лицензирование образовательных программ и лицензирование образовательной организации. Проведя анализ ситуации в странах ОЭСР, эксперты пришли к выводу, что в России процедура лицензирования и аккредитации по сложности схожа с аналогичной процедурой в Германии, Израиле, Испании, Мексике и Южной Корее.

Подробнее об особенностях лицензирования образовательной деятельности в странах ОЭСР – на страницах бюллетеня «Международные практики применения механизмов лицензирования и аккредитации, используемые для государственного регулирования в сфере образования».

С другими выпусками бюллетеней о состоянии российского образования можно ознакомиться в разделе Публикации.