России необходимо развивать транзитный потенциал

23 марта 2015

«Для Российской Федерации наиболее приоритетным направлением является международный транспортный коридор в направлении северо-запад Китая, через Казахстан, Россию, и дальше на территорию Украины, Беларуси, Балтии, Скандинавии», - сообщил руководитель Дирекции экономики транспорта Аналитического центра Михаил Низов, выступая на Форуме лидеров бизнеса стран СНГ.

В начале своего доклада Михаил Низов рассказал, что происходит с развитием международных транспортных коридоров в рамках СНГ и Евроазиатского экономического союза. По его словам, наиболее интенсивно развивается Республика Беларусь - с использованием зарубежных кредитов здесь построена транзитная автодорога с платным проездом, доля транзитного грузопотока превышает 25% грузооборота внешней торговли. Россия уступает Беларуси по этому показателю более чем в 5 раз. Развитие международных транспортных коридоров в Казахстане является национальным проектом и продвигается интенсивными темпами с привлечением зарубежных инвестиций. «Чтобы Россия не стала тормозом в развитии международного транзита в СНГ, а также с учётом огромной территории, требуется сконцентрировать государственные и привлекаемые инвестиции на наиболее приоритетных направлениях международных транспортных коридоров», - считает эксперт.

Если взять наиболее протяженные участки с Дальнего Востока в Европейском направлении, то здесь ощущается ограниченность провозных возможностей, потому что Транссибирская магистраль уже перегружена. Узким местом автодорог этого маршрута является недостаточная прочность дорожного покрытия. Для их реконструкции требуются инвестиции, однако окупаемость потенциальным инвесторам неочевидна – ведь проезд по транзитным автомагистралям в России является бесплатным. У потенциальных инвесторов в развитие железнодорожной инфраструктуры также много неразрешённых вопросов с ОАО РЖД.

По словам Низова, для успешной реализации проектов международных транспортных коридоров и их отдачи важнейшими вопросами становятся номенклатура и объёмы грузов, которые могут быть переведены с морского на дорожный транспорт. Определяющими критериями являются:

·         чувствительность грузов к воздействию морской среды, например, грузы точного машиностроения, электроника;

·         дорогостоящие грузы, для которых сокращение срока доставки и оплаты является более важным по сравнению с некоторым увеличением стоимости доставки;

·         грузы с меньшим удельным весом, позволяющим их перевозку в соответствии с требованиями дорожной инфраструктуры по весовым и осевым нагрузкам;

·         соблюдение требований по условиям безопасности перевозки и информационного сопровождения.