Попытки изменить модели ценообразования на внутреннем рынке рискованны

17 марта 2015

Эксперт Аналитического центра Александр Курдин выступил на Национальном нефтегазовом форуме с докладом «Цены на топливо: островок стабильности?»

«Динамика цен на рынке бензина и дизельного топлива не вызывает больших опасений, если сопоставлять ее с индексом потребительских цен, - считает Александр Курдин, - более того, в конце 2014 и начале 2015 годов ИПЦ существенно обгонял темпы роста цен на моторное топливо». По словам эксперта, вопросы к нефтяным компаниям по цене топлива обычно связаны со снижением цен на нефть, но не стоит забывать, что в России стоимость сырья формирует лишь около 40% цены на бензин - это меньше, чем, к примеру, в США, потому что в России выше доля косвенных налогов и расходов на нефтепереработку.

Цена на нефть в рублевом выражении не снижалась во втором полугодии 2014 года из-за укрепления курса доллара к рублю, в то же время нетбэк, виртуальная внутренняя цена на нефть в рублях для российских производителей, то есть мировая цена за вычетом экспортной пошлины, несколько сократилась, и это было связано с особенностями начисления пошлины, которая оставалась относительно высокой. Существенное влияние на нетбэк и, следовательно, на фактические внутренние цены в начале 2015 года оказал «налоговый маневр» - нефть в стране стала существенно дороже, но это пока не сказалось на ценах на моторное топливо, в частности, из-за одновременного снижения акцизов.

«В связи с вышесказанным цены на моторное топливо в России остаются «островком стабильности» среди резких колебаний мировых цен и валютных курсов, - резюмировал Курдин. – Все попытки принципиально изменить модели ценообразования на внутреннем рынке в настоящий момент рискованны, ведь участникам рынка и без того приходится сталкиваться с высокой неопределенностью, которую государству не следовало бы увеличивать».