Эксперты изучили ограничения на закупку иностранной транспортной техники для госнужд

3 марта 2015

Эксперты Управления по конкурентой политике изучили вопрос запрета на закупку продукции транспортного машиностроения иностранного производства для государственных и муниципальных нужд, вступивший в действие 1 февраля 2015 года. Мера направлена в первую очередь на импортозамещение в госсекторе и стимулирование спроса на отечественную продукцию гражданского машиностроения. В бюллетене проанализированы последствия и потенциальные риски введенного запрета, а также дана оценка его эффективности и результативности.

Несмотря на общую направленность указанных мер на улучшение положения российских поставщиков продукции машиностроения, их применение сопряжено с рядом возможных негативных последствий, пишут эксперты. Это связано в том числе с сокращением числа альтернативных поставщиков, отсутствием полноценных аналогов российского производства, а также переключением с закупки продукции на закупку услуг, оказываемых с использованием иностранной техники. Такие последствия, по мнению специалистов, ставят под сомнение не только эффективность и результативность вводимых запретов, но и их целесообразность.

По мнению экспертов, если запреты на закупку иностранной техники практически не затронут рынки легковых автомобилей и средств общественного пассажирского транспорта, то при закупке строительной спецтехники ряд последствий может носить негативный характер. Во-первых, говорится в бюллетене, запрет формирует зависимость поставок продукции для государственных и муниципальных нужд от экономического благосостояния нескольких компаний. Во-вторых, традиционные российские производители пока не могут предложить широкую продуктовую линейку необходимой техники, особенно это касается универсальной мини-техники. В-третьих, низкие трансакционные издержки обхода запрета посредством закупки не транспорта и спецтехники, а услуг, оказываемых с использованием любой продукции безотносительно страны-производителя, снижают любой ожидаемый эффект от введения данной меры.

Эксперты оценили экономические эффекты применения запретов на закупку. Анализ структуры закупок показал, что закупки товаров машиностроения, предусмотренных Постановлением, для обеспечения государственных и муниципальных нужд составляют крайне малую долю общего объема таких закупок, что не позволяет говорить о значимой поддержке отечественных производителей в результате введения соответствующих ограничений, а в долгосрочном периоде такого рода запрет может привести лишь к увеличению госрасходов, в том числе за счет переключения с закупки товаров на закупку услуг.

Что касается регионального аспекта, то, проанализировав ситуацию в 10 регионах с наибольшими объемами госзакупок, осуществленных в 2013 году, эксперты пришли к выводу, что наибольший эффект от применения положений Постановления может проявиться в Москва, Санкт-Петербурге и Московской области, где затраты на закупку товаров машиностроения для обеспечения государственных и муниципальных нужд составили 8163 млн рублей, 4253 млн рублей и 886 млн рублей соответственно (т.е. более половины общероссийских закупок для государственных и муниципальных нужд по данной категории товаров в 2014 году). Однако, пишут эксперты, как и для России в целом, нельзя назвать этот эффект существенным для самих регионов, так как доля закупок, приходящихся на товары машиностроения, составляет в целом не более 2% (в Санкт-Петербурге – 2,01 %). К тому же остается возможность приобретать услуги транспортных средств и техники или прибегать к их аренде, уточняют авторы бюллетеня.

Эксперты пришли к выводу, что, как и любые другие ограничения доступа поставщиков на рынки продукции (работ, услуг), запрет закупок продукции машиностроения и транспортной техники иностранного производства для обеспечения государственных и муниципальных нужд может привести к ограничению конкуренции между производителями, продукция которых доступна госорганизациям. Ввиду ограниченного числа альтернативных «разрешенных» поставщиков в долгосрочном периоде ограничение закупок импортной продукции может создавать риски роста цены транспортной техники, снижения ее качества и сокращения ее ассортимента. При этом проведение оценки осложняется тем фактом, что исполнение положений Постановления осуществляется на фоне роста цен на продукцию металлургии, в том числе для машиностроителей.

Кроме того, описанный запрет закупок иностранной транспортной техники для государственных и муниципальных нужд едва ли сможет способствовать достижению первоначальных целей его применения – поддержка отечественных производителей транспортной техники и импортозамещение. Во-первых, закупки для государственных и муниципальных нужд составляют слишком малые объемы закупок продукции и, во-вторых, у госорганизаций остается возможность переключения с закупок непосредственно товаров на закупки услуг с использованием этих товаров, что в долгосрочном периоде может привести лишь к увеличению затрат на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Подробнее на страницах бюллетеня о развитии конкуренции № 9 «Ограничения на закупку иностранной транспортной техники для госнужд».