Круглый стол "Северный морской путь: современное состояние, проблемы, перспективы"

26 июля 2013

На круглом столе рассматривались вопросы экономики судоходства по акватории Северного морского пути в условиях существующей нормативной базы и климатических изменений, влекущих за собой таяние арктических льдов или, наоборот, их укрепление.

По расчетам, грузопоток через Северный морской путь короче и выгоднее, чем через Суэцкий канал. Однако требуется проделать большую работу, чтобы этот транзитный потенциал был востребован. Эксперты полагают, что уже в ближайшие годы потребуется увеличение парка ледокольных судов. Также необходимо восстановление и модернизация разрушенной инфраструктуры, существовавшей в советское время. Несмотря на наличие на ледоколах аварийно-спасательного оборудования, остается проблема разлива нефти, но с этим, признали эксперты, не научились эффективно бороться нигде в мире.

"Эксплуатация атомного ледокольного флота вдвое дешевле и экологичнее по выбросам, чем дизельного, и имеет смысл развивать именно его", - сообщил начальник управления эксплуатации флота – начальник штаба морских операций ФГУП "Атомфлот" Владимир Арутюнян. Представители крупных добывающих компаний сообщили, что используют или планируют использовать для прохода по Арктике свой грузовой флот, который идет безледокольно. Однако это невозможно без высококачественного гидрометеообеспечения и на крупногабаритных судах, к тому же возможны крушения. Поэтому, согласились эксперты, наличие ледокольного флота безальтернативно, весь вопрос в том, за счет чего он будет содержаться.

Эксперты склоняются к мнению, что существующая тарифная политика неэффективна, она делает Северный морской путь неконкурентоспособным по сравнению с Суэцким каналом. Правильнее было бы ввести систему арктического путевого сбора за проход по акватории. "Использование путевого сбора – наиболее эффективный механизм оплаты за плавание по трассам Северного морского пути", - сказал президент ЗАО "ЦНИИМФ" Всеволод Пересыпкин. Проблема тарифов и, соответственно, содержания ледокольного флота и инфраструктуры не решена и является в настоящее время крайне болезненной. Также есть проблемы с обеспечением качества гидрометеообеспечения, от которого сильно зависит судоходство в Арктике.

Эксперты отметили, что Северному морскому пути необходим один хозяин. Его комплексное освоение (флот, инфраструктура, метеообеспечение) в советское время приносило видимые плоды.

Помощник министра экономического развития Борис Моргунов обратил особое внимание на необходимость доработки принятых Минтрансом правил судоходства по Северному морскому пути и был поддержан в этом экспертами.