Российская Федерация намерена отстаивать свои интересы на арктическом шельфе

28 ноября 2014

«Сегодня нам нужно продумать пути совершенствования национального законодательства в сфере экономической деятельности на российском континентальном шельфе в Арктике», - сообщила руководитель Дирекции по вопросам ВТО Аналитического центра Инна Дудыкина на состоявшемся в Аналитическом центре круглом столе «Концепция правовой защиты экономических интересов Российской Федерации на арктическом шельфе».

«В действующем законодательстве закреплено, что только российские государственные компании имеют возможность перерабатывать нефтегазовые ресурсы континентального шельфа. И не только иностранные, но и российские частные компании не имеют возможности получить лицензию на разработку данных ресурсов, - сказала Дудыкина. - Сторонники изменения данной системы ссылаются на иностранный законодательный опыт, а сторонники сохранения действующего порядка говорят о том, что пришедшие компании нанесут ущерб окружающей среде». Эту тему предстоит детально рассмотреть в 2015 году, но Аналитический центр готов рассмотреть предложения от заинтересованных организаций уже сегодня. 

Эксперт уточнила, что задача круглого стола – понять, какая из международно-правовых позиций больше соответствует национальным интересам России на арктическом шельфе. В ходе мероприятия эксперты обсудили доклад члена Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве России, профессора Геннадия Мелкова об арктической концепции НАТО и ЕС, а также о национальных интересах России на арктическом шельфе. Участники мероприятия подняли тему целесообразности возврата к правовым началам арктической политики Императорской России и СССР.

«Профессор Гуреев первым в 2005 году обозначил в публикации Федерального Собрания России, что новый курс, который был предложен Министерством природных ресурсов и Министерством иностранных дел и одобрен Правительством в 1997 году, противоречит национальным интересам Российской Федерации, - сообщил эксперт Аналитического центра профессор Александр Вылегжанин. – После данного заявления начались дополнительные экспертизы ». При этом правовая данность такова, что в 1825 году была подписана англо-русская конвенция, которая ввела понятие «полярные владения», а русско-американский договор 1867 года подтвердил легитимность секторального  разграничения полярных владений, напомнил Вылегжанин. В 1997 году Российская Федерация ратифицировала конвенцию ООН по морскому праву, а 76-я статья этой конвенции предусматривает некоторые геологические критерии отграничения шельфа от международного района морского дна, и именно по ним чиновники определили другую границу, забыв при этом про другую статью этой же конвенции за номером 83 о делимитации шельфа между соседними государствами. «Получается, что ратифицировав эту конвенцию, Россия не обязана была применять ее к Арктике или Антарктике, но применила, не обязана была отдавать 330 тысяч квадратных километров своего арктического шельфа, но заявила об этом, следуя правительственному постановлению 1997 года», - сказал докладчик, добавив, что нельзя толковать международное право, базируясь на одной статье одной из конвенций, игнорируя при этом общее международное право, его обычные нормы, применимые к Арктике.

Заведующий сектором СОПС при Президиуме РАН Иван Буник отметил, что был соавтором профессора Гуреева, впервые выступившего с развернутой критикой в Национальной морской комиссии Совета Федерации. Текст был опубликован в издании Федерального Собрания в 2005 году. «Другие государства не самоограничивали свой шельф по 76-й статье Конвенции 1982 года, как это сделали мы, поэтому сейчас такое действие ведет к несправедливому результату и противоречит общему международному праву», - отметил в своем докладе директор Центра правовых проблем СОПС  при Президиуме РАН Виктор Царев.

Профессор Геннадий Мелков полагает, что заявка МПР и МИД России, сделанная в 2001 году, противоречит интересам России и не учитывает возможные последствия. «В 2008 году состоялось совещание 5 арктических государств, которые решили не придерживаться интернационализации дна Арктики, - сказал эксперт. – Получается, что нет никакого основания отдавать огромный кусок нашего сектора».

В дискуссии специалисты отметили, что согласно  решениям Международного Суда ООН, государство, обладающее наибольшей протяженностью побережья, имеет и самый большой континентальный шельф. Соответственно, Российской Федерации должна принадлежать большая часть на арктическом шельфе. Специалисты полагают, что сейчас необходимо решать вопросы делимитации арктического шельфа с США, Канадой и Данией.

Программа

Список участников

Читайте также:

10.09. 2014 - Как предотвратить нерегулируемое рыболовство в центрально-арктическом районе?

25.07.2014 -  Шельф – стратегическая база будущего

17.04.2014 - Северный морской путь – это не просто пунктир на карте

07.02.2014 - Экономическая обоснованность разработки арктического шельфа не всегда очевидна

 23.12.2013 - Эксперты полагают, что нужно срочно проводить ревизию лесного законодательства