Семинар-практикум "Реформирование системы управления государственными финансами: международный опыт"

18 июня 2013

еминар-практикум организован Аналитическим центром, Всемирным банком и Министерством финансов России. Тема мероприятия исключительно актуальна. Во многих странах пришли к выводу о необходимости реформ в области управления государственными финансами в связи с низкой контролируемостью их использования и бюджетным дефицитом. Наверное, представитель любой страны, начинающей изменения такого рода, мог бы сказать те же слова, которыми начал свое выступление партнер канадского отделения Ernst&Young, бывший Генеральный контролер Канады Чарльз-Антуан Сэнт-Джин: "Реформа системы управления госфинансами началась в атмосфере недоверия к госуправленцам".

Подобные реформы уже проведены в Великобритании, Канаде, ЮАР, Южной Корее и некоторых других странах. Россия находится в начале пути – Министерством финансов подготовлен и весной внесен в Правительство и в Госсовет проект программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.

В ходе семинара-практикума лучшие эксперты из разных стран делились опытом проведения соответствующих реформ. Все выступления объединяло понимание того, что провести реформы быстро не получится, их сопровождает неприятие и сопротивление чиновничьего класса и требуется воля и поддержка как высших властей, так и политических партий. По словам Чарльза-Антуана Сэнт-Джина, "это бесконечное путешествие, всегда есть что улучшать".

Какие же основные мероприятия были проведены? В каждой стране они свои, но есть и такие, без которых не обошлась ни одна реформа. "Обязательное требование современной системы управления финансами - их прозрачность как для бизнеса, так и для граждан", - сказал руководитель Отдела государственного сектора и институциональных реформ Всемирного банка Адриан Фоззар. Обеспечение транспарентности – это главное условие. Далее в разной степени в странах, проводивших реформы, были предприняты следующие действия – введение новых стандартов финансовой отчетности, снижение сроков их предоставления, внесение в программы, проекты  и финансовые отчеты положений, учитывающих эффективность проведенных мероприятий, введение института независимых аудиторов-контролеров.

Практически везде новая реальность была закреплена законодательно, чтобы у чиновников не было возможности ее игнорировать. Проводились также массовые сокращения госслужащих с целью снижения бюджетного дефицита, факты растраты государственных средств предавались огласке и общественному порицанию. Были упорядочены функциональные обязанности связанных с финансами служащих в министерствах и ведомствах, выработаны механизмы оценки эффективности их работы, запущен процесс профессионализации связанного с государственными финансами персонала. Как сказал директор Департамента управления и мониторинга Национального казначейства Южной Африки Джейс Нэйр, "Основная философия – пусть управленцы управляют и несут ответственность за это".

Выступая с докладом о внесенной в Правительство и Госсовет России программе, и.о. директора департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ Андрей Блохин отметил удлинение горизонта всех программных документов, переход к целевому планированию и программному бюджету, инструментом для которых являются госпрограммы. Предусмотрено также обеспечение транспарентности движения государственных средств, переход к "эффективному контракту" с работниками госучреждений и усиление контроля. "Показатели качества государственных услуг теперь вносятся в госзадания", - подчеркнул он. Андрей Блохин полагает, что разработанная программа несовершенна и требует доработки, однако ее принятие станет ощутимым движением России в направлении эффективного управления государственными финансами.