Круглый стол "Правовые проблемы приватизации земель и развития земельных отношений в Российской Федерации "

13 июня 2013

"Одним из возможных путей оживления экономики и пополнения бюджета в настоящий период, в том числе с учетом возможной рецессии, может стать создание рынка земель. Это было бы важно и для оживления целого ряда отраслей. Правительство заинтересовано в грамотной экспертной оценке с целью принятия управленческих решений в этой области. Наша основная задача – предложить варианты, как ввести неиспользуемые земли или их часть в экономический оборот", - заявил Первый заместитель руководителя Аналитического центра Владислав Онищенко, открывая мероприятие.

Руководитель Дирекции по правовому обеспечению земельно-имущественных отношений, охраны окружающей среды, природопользования и энергетики Наталья Жаворонкова считает, что в сфере земельных отношений необходимо адекватное правовое регулирование, и вопросы заключаются в нормативном регулировании оценки земли, налогообложения и кадастрового учета. "На сегодняшний день 90% земли находится в государственной и муниципальной собственности, - сообщила Жаворонкова. – Формирование эффективного собственника в такой ситуации невозможно. Что касается налогов, их собираемость крайне низка. Крупные хозяйственные субъекты не хотят оформлять землю в собственность именно из-за налогов ".

Наталья Жаворонкова отметила, что пока в России нет самостоятельного закона о приватизации земель, и поэтому их разгосударствления практически не происходит. Наши ближайшие соседи по-разному решают эту проблему. На Украине активно дискутируется закон, сутью которого является массовая приватизация земель. В Белоруссии распоряжение землей является прерогативой государства, и там развиваются только арендные отношения. В Казахстане государство более ориентировано на разгосударствление, то же самое происходит в Грузии.  В Прибалтийских странах все законы направлены в основном на реституцию, что уже продемонстрировало свою неэффективность, так как земли  зачастую принадлежат горожанам, которые ими не занимаются и никак экономически не используют. В Китае право собственности на землю отделено от права ее использования – люди, живущие на ней, имеют право ее возделывать.

Участники сошлись во мнении, что нет однозначно подходящего примера для копирования Россией того или иного опыта, необходимо искать свой путь, вырабатывать свои механизмы разгосударствления земель. Скорее всего, нужно готовить закон о приватизации, но при  этом постараться избежать ее "обвального" характера. Кроме того, в будущей правовой базе необходимо закрепить эффективное использование разгосударствленных земель, чтобы не повторять опыт некоторых стран, где в результате большая часть земель оказалась вне экономического оборота.

По словам профессора Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации  Владимира Солдатенкова, приватизация – только часть разгосударствления. "Необходимо определить и другие его формы – передача, аренда, купля-продажа и т.д., а также обосновать разделение компетенций в этом вопросе между федеральным центром и регионами", – предложил Солдатенков. По его словам, в настоящее время все преференции в этом вопросе у субъектов РФ.

Особое внимание Солдатенков обратил на земли сельскохозяйственного назначения. По его мнению, необходимо приватизировать только те участки, которые нельзя использовать в качестве пахотных.

Участники согласились, что приватизация – не единственный вид права, который может стимулировать привлечение инвестиций в экономику России, однако использовать этот вид разгосударствления в российской практике можно и нужно, не ограничивая и другие формы отчуждения земли, для чего необходимы разработка и принятие специальных законов.