Эксперты оценили будущее ЕГЭ

5 июня 2013

ЕГЭ-2013 сопровождает целая череда скандалов, связанных с различными нарушениями, начиная от использования учащимися всевозможных шпаргалок и заканчивая появлением в открытом доступе накануне экзамена правильных ответов на задания.

"Если раньше нарушения во время Единого государственного экзамена носили, по сути, точечный характер, то сейчас они приобрели глобальный масштаб", – считает руководитель Дирекции по инновациям Аналитического центра Юрий Аммосов. На круглом столе "Будущее ЕГЭ – анализ накопившихся проблем и комплекс мер по их решению", который прошел 5 июня в Аналитическом центре, он предложил экспертам посмотреть на школьный госэкзамен как единую информационную систему, оценив ее риски и предложив методы защиты.

По мнению Аммосова, механизм ЕГЭ уязвим на любом уровне – федеральном,  региональном, местном. Количество вариантов КИМ ограничено. К печатным материалам имеет доступ слишком большое число лиц. Вопросы вызывают система хранения КИМов, способы их транспортировки, порядок допуска в аудитории, где проходит экзамен и многие другие вопросы.

Налицо также конфликт интересов: с одной стороны, федеральный центр требует от субъектов обеспечить предельно честный экзамен, а с другой – по результатам ЕГЭ оценивается эффективность работы на местах. По-разному воспринимают ЕГЭ представители школ и ВУЗов: если школы заинтересованы в максимально высоких показателях, доказывающих качество их работы, то вузам нужны объективные результаты, чтобы принять на учебу действительно талантливых студентов. Ученики же при этом оказываются перед моральной дилеммой, так как, согласно статистике, риск попасться на жульничестве во время ЕГЭ существенно ниже, чем риск не попасть в ВУЗ, сдавая экзамены честно.

Идея Аммосова о "разгосударствлении" ЕГЭ (т.е. передача проведения экзамена частному независимому оператору, группе операторов и (или) СРО высшей школы) выглядит революционной и вызывает массу комментариев. Не меньше вопросов возникает и к предложению разделить выпускной экзамен в школе и приемный экзамен в вузе. В качестве краткосрочных мер по улучшению ситуации эксперты Аналитического центра предлагают максимально ограничить доступ к хранению и транспортировке КИМ, ввести независимый учет и перевозку бланков, "разбить" варианты по часовым поясам или перенести время начала экзамена в восточных регионах страны, ужесточить ответственность всех участников процедуры ЕГЭ, осуществить переход "от бумаги к цифре" и др.

Заместитель начальника Управления оценки качества образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Марина Лукьянова согласилась с большинством тезисов, озвученных в ходе круглого стола. "Есть план усовершенствования ЕГЭ, где отражены такие позиции как переход к электронной форме сдачи экзамена, ведение видеонаблюдения в аудиториях и создание независимых центров, – рассказала она. – Кроме того, Рособрнадзор не раз предлагал Минрегиону исключить результаты ЕГЭ из КПЭ регионов".

Многие из озвученных идей влекут за собой необходимость решить ряд дополнительных вопросов, касающихся финансирования преобразований, компьютерной грамотности учащихся, учета региональной специфики, правовых и технических аспектов видеосъемки. Немаловажным представляется и изучение зарубежного опыта проведения подобных экзаменов. Об этом в ходе круглого стола говорили его участники – представители системы образования и чиновники федеральных органов власти.