Круглый стол "Энергосервисные контракты. Барьеры и преимущества"

30 мая 2013

Более трех лет прошло с момента вступления в силу ФЗ-261 "Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности". Законом обеспечивалось бережное отношение к потреблению электрической и тепловой энергии через практику энергосервисных контрактов. Однако он оказался недостаточно проработанным, и на сегодня число реально заключенных и действующих контрактов не так велико, как предполагалось. О барьерах и преимуществах использования энергосервисных контрактов разговаривали участники круглого стола, состоявшегося в Аналитическом центре. Модератором мероприятия выступил руководитель Дирекции по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Аналитического центра Павел Свистунов.

По мнению руководителя Департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики Российского энергетического агентства Алексея Туликова, "этот рынок достаточно уверенно формируется". Агентство уже разработало план государственной поддержки развития энергосервисного рынка.

Участники круглого стола обсудили механизмы развития рынка энергосервисных контрактов, обозначили основные достижения и проблемы. Достижения – в том, что несмотря на слабую нормативную правовую базу и отсутствие интереса у кредитных организаций, энергосервисные компании, пусть в небольшом количестве, созданы и даже успешно функционируют на рынке. Генеральный директор ООО "Сберэнергодевелопмент" Владимир Усиевич отметил намечающееся позитивное отношение со стороны кредитных организаций. Первые энергосервисные компании России уже приобрели необходимый опыт, есть первые экономические эффекты, и банки начинают все больше интересоваться энергосбережением, понимая, что кредитование энергосервисных компаний может быть выгодным.

В свою очередь, государство, по мнению генерального директора ОАО "ЭСКО Тюменьэнерго" Ремира Мукумова, пока не повернулось лицом к энергосервисным компаниям, с его стороны требуются преференции и госгарантии при заключении контрактов. Не все участники согласились с мнением, что государство должно создавать особые условия для энергосервисных компаний, поскольку это может нарушать основные принципы конкуренции.

Участники круглого стола активно обсуждали виды и механизмы государственной поддержки и финансовые схемы обеспечения энергосервисных контрактов, в частности, возможности применения факторинга.

Огромную проблему с кадрами отметил Мукумов: "Сегодня у энергосервисных компаний нет обученных специалистов, потому что их просто нет на рынке труда. Обучение требует больших затрат".

По мнению генерального директора Группы компаний АйТи Павла Сотуленко, быстрое развитие системы энергосервисных контрактов возможно в бюджетном секторе, так как для многих городов это чуть ли не единственная возможность провести модернизацию тепловых и электрических сетей (уличного освещения и т.д.). Одновременно он прогнозирует слабую вовлеченность частного сектора в систему энергосервисных контрактов из-за дороговизны ее использования.